Детство-детство, ты куда бежишь?
Что такое детство? Запах бабушкиных пирожков или ласковый тихий голос мамы, которая читает сказу на ночь? А, может быть, детство – это прогулки с папой в парке на выходных? Какие воспоминания из детства хранятся в памяти ребенка, а что забывается? Как помочь малышу сберечь в памяти только счастливые моменты рассказывает Мария Евгеньевна Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член экспертного совета JOHNSON'S® Baby.
Маленький мир, наполненный ощущениями
Память ребёнка устроена таким образом, что воспоминания могут фиксироваться в самых разных формах. До тех пор, пока малыш не начал хорошо говорить, события запоминаются в виде отдельных «картинок» или ощущений, которые трудно связать в единую историю. Тем не менее, именно эти воспоминания создают основу для отношения взрослого человека к своему детству.
Многочисленные опросы показывают, что большинство детей помнит себя с возраста 2-3 лет. Память не выбирает, какие события фиксировать, а какие – предавать забвению. Как правило, запоминаются те эпизоды, которые связаны с сильными эмоциями: радостью, страхом, обидой, удивлением. Прочность воспоминаний зависит не от характера эмоции, а от её интенсивности. Однако воспоминания ребёнка были бы слишком бедны, если бы он не рассказывал взрослым о своих впечатлениях. Психологи доказали, что «проговорённое» событие запоминается гораздо лучше других. Обсуждая с малышом ситуацию, которая произвела на него сильное впечатление, взрослый может расставить акценты таким образом, чтобы она запомнилась как позитивная. Например, если мальчик забыл свои слова на утреннике и расстроился, а мама его успокоила и сказала, что он прекрасно танцевал, в дальнейшем ребёнок будет вспоминать этот праздник как историю про мамину любовь, а не про его провал.
В раннем возрасте для ребёнка особое значение имеют тактильные ощущения и запахи. Первые – потому что они являются самой первой информацией, которую младенец способен воспринимать сразу после рождения. Когда ребёнок ещё толком не видит и не понимает смысла раздающихся вокруг звуков, он уже чутко и по-разному реагирует на каждое прикосновение. Отделы головного мозга, перерабатывающие информацию о запахах, одновременно отвечают и за эмоциональные реакции. Именно поэтому запах «бабушкиного борща», «маминых духов» или любимого детского шампуня остаются с нами на всю жизнь.
Пишем историю
Детские воспоминания – источник сильных положительных эмоций. Воспоминания о ласковых маминых руках, заботливой бабушкиной улыбке и отцовском одобрении придают человеку уверенность в том, что и в дальнейшем его ждёт успех.
Ещё одна важная функция детских воспоминаний состоит в том, что благодаря им человек бессознательно воспроизводит стиль воспитания, который применяли его родители при общении с собственными детьми. Проявляя любовь к своему малышу сейчас, вы тем самым заботитесь и об эмоциональном благополучии будущих внуков.
Сказка детства
Что поможет ребёнку сохранить свои воспоминания? Давайте рассмотрим несколько действенных способов.
-
Забота каждый день. Действия, которые повторяются изо дня в день, прекрасно запоминаются. Это относится к одеванию, купанию, засыпанию и другим режимным моментам. Конечно, в будущем ребёнок не сможет вспомнить каждый конкретный день, и эти воспоминания «усреднятся», однако наличие подобных воспоминаний создаёт основу для воспроизведения более значимых событий. Например, малыш потом будет вспоминать, как во время купания он делал вместе с мамой на голове разные смешные прически из мыльной пены, и все это происходило под радостные возгласы «Нет больше слез».
-
Расскажи мне, как дела. Разговаривая с малышом и обсуждая с ним события дня, вы тем самым помогаете ему правильно проинтерпретировать новую информацию и «разложить по полочкам» то, что в скором времени должно стать его воспоминаниями. Ведь большая часть памяти сфокусирована именно на переработке словесной информации. Поэтому, даже если ребёнок пока ещё не говорит или его речь только начала развиваться, комментируйте то, что с ним происходит. Купая малыша или делая ему массаж, ласково разговаривайте с ним, стимулируя повторение ваших слов.
Вспоминайте вместе какие-то интересные ситуации, такое повторение позволит лучше закрепиться им в памяти ребёнка. Например, спрашивая малыша: «А помнишь, как ты плюхнулся в лужу и мы купали тебя, а потом читали книжку?» - вы тем самым помогаете его образам стать более чёткими. -
Запечатлеть момент. Фотографии и видео являются своего рода внешними носителями человеческой памяти. Фотографируйте, снимайте не только такие значимые события как дни рождения, утренники или другие праздники, но и самые повседневные ситуации. Ребёнку очень интересно посмотреть на то, как его кормили, одевали или причёсывали. Показывая фотографии и видеозаписи, старайтесь соблюдать хронологию и сопровождать свой рассказ комментариями о том, к какому возрасту малыша они относятся.
Рассказ историй из семейных альбомов, связанных с каждой фотографией можно сделать интересным и приятным событием. Такие воспоминания создают основу для преемственности поколений.
Отдыхая или путешествуя, пишите «дневники» ваших каникул. Предложите ребёнку завести специальный альбом или тетрадь, куда он будет вклеивать билетики после экскурсий, карты городов, а также свои рисунки, стихи и другие продукты творчества, связанные с поездкой. -
Дорогие сердцу предметы. Игрушки, одежда, посуда и другие вещи способны вызвать у нас целую цепочку воспоминаний. Не раздавайте и не выбрасывайте всё, что малыш перестал использовать, потому что подрос. Оставьте его любимую погремушку, резинового медвежонка, с которым он обычно купался, ботиночки, в которых он сделал первые шаги.
Предложите ребёнку заняться коллекционированием. Пусть это будет небольшая, но очень значимая коллекция. Например, малыш может собирать ракушки, привозимые каждый год с моря, или магниты из разных городов. При этом позаботьтесь о том, чтобы подход к коллекционированию не был формальным. Так, выбирая магнит в сувенирном магазине, расспросите ребёнка, какой из них максимально полно соответствует его впечатлениям об этом месте. Если ему больше всего понравился маяк, стоит купить именно тот магнитик, на котором он изображён.
Следите за тем, чтобы коллекция малыша не пылилась в дальнем углу, а использовалась в его повседневной жизни. Предложите показывать её гостям или брать экспонаты для того, чтобы продемонстрировать их на занятии в детском саду, посвящённому какому-то городу или историческому событию. -
Семейное творчество. Минуты, проведенные в кругу семьи за совместным творчеством, запоминаются лучше, чем какая-либо деятельность в одиночку. Так происходит потому, что в процессе совместной деятельности ребёнок испытывает гораздо больше разнообразных эмоций, у него возникает мотивация для достижения цели, поддерживаемая взрослым, и задействованы все анализаторы. Например, если малыш захотел построить корабль из конструктора, он может бросить это занятие уже через несколько минут, столкнувшись с какой-нибудь трудностью. Если же в игре участвует родитель, то она может длиться полчаса и дольше, после чего ребёнок испытает радость и гордость за свою поделку.
Совместная деятельность запоминается лучше ещё и потому, что в процессе неё происходит обсуждение возникающих трудностей или интересных моментов. Речь является самым прочным фундаментом для памяти. В то же время, большое значение для ребёнка играют прикосновения, звуки и зрительные образов. Мягкие и нежные интонации маминого голоса, жесты, направляющие неловкие ручки ребёнка во время игры, как нельзя лучше способствуют закреплению позитивных впечатлений.
Наполните детство вашего малыша счастливыми моментами, которые надолго останутся в его памяти. Сопровождая в течение всей жизни, эти воспоминания будут доставлять радость и давать силы в трудные минуты.