Синдром функциональной диспепсии у школьников

Синдром функциональной диспепсии у школьников

15.02.2013
Статьи и обзоры Здоровье ребенка

Согласно последним клиническим наблюдениям, частота функциональных заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта, и в частности синдрома функциональной диспепсии или как еще нащзывают вегетативная дисфункция, растет и составляет, по разным данным, от 50% до 70% случаев. Известно, что более половины из них под влиянием адекватного лечения может бесследно исчезнуть. Однако в школьном возрасте значительная часть болезней функционального генеза при условии действия комплекса факторов окружающей среды может прогрессировать и переходить в хронический процесс.
В настоящее время существует проблема дифференцированных подходов к лечению синдрома функциональной диспепсии, поскольку полипрагмазия в данном случае или, наоборот, недостаточное применение медикаментозных и немедикаментозных средств только способствуют рецидивам основных синдромов, создают условия для развития хронической патологии гастродуоденальной зоны. В то же время иногда хватает только доброго слова, доверчивой беседы врача с больным и его родителями, чтобы отметились определенные положительные сдвиги в течении СФД, что указывает на психосоматическую природу этой патологии.
Установлено, что среди обследованных детей с СФД преобладают девочки. Продолжительность заболевания у большинства (82%) детей составляет от шести месяцев до одного года. Имеет место позднее обращение к врачу или симптоматическое лечение дома, направленное лишь на временное снятие абдоминальной боли (в 58% случаев). Изучение анамнеза часто указывает также на наличие сопутствующей патологии: синдром вегетативной дисфункции (вегетососудистая дистония по смешанному и гипертензивному типу), дискинезии желчевыводящих путей, глистная инвазия, хронический тонзиллит, кариес, пищевая аллергия на яичный белок и шоколад, а также нарушение психоэмоциональной сферы: расстройства эмоций, поведения, неврозы у родственников I и II степени родства. Отмечен ранний перевод детей на адаптированные смеси, по данным метаанализа, в 68% случаев, а на коровье молоко - в 33% случаев. У 72% детей отмечается нарушение динамического стереотипа вследствие погрешностей в питании (в рационе преобладают полуфабрикаты, чипсы, сухарики и / или орешки, острые приправы), нервно-психических перегрузок, конфликтов в семье и школе, которые являются своеобразными отдаленными последствиями так называемого «социального сиротства» (когда один из родителей или оба находятся на заработках за границей) и т.д.