Почему наши дети мало читают?
Такой вопрос постоянно задавали мне как учителю литературы на школьных родительских собраниях.
Да потому же, почему мы порой пьем растворимый кофе, вместо того чтобы заваривать его в турке. Проще, легче, хоть и не так вкусно.
Причем здесь чтение? И проще-легче чем что? И что такое «вкус чтения»?
Чтение как процесс последовательного, сюжетно разворачивающего и захватывающего вхождения в иной, ирреальный мир, созданный сознанием автора может сравниться и ныне соперничает с кино и с компьютерными играми, уводящими в виртуальные пространства. Но в них – нашему взору предстает готовая картинка. При чтении же мы должны проделать сложную работу творческого воссоздания мира!!! Что мы видим перед глазами – цепочку черных графических значков, которые складываем в смысловые кусочки – слова, а потом из слов вырастают фразы – образы – картины.
Где вырастают? В нашем сознании, причем в каждом всегда его собственные, более ил менее приближенные авторской картине мира. Однажды на уроке литературы мы смотрели фрагменты фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, где он ещё и играет Пьера Безухова. Десятиклассникам не понравился его молчаливый старый Пьер и они говорят: « Пьер не такой!» - «А какой? Его же в природе не существует и не существовало, с чего вы взяли, какой он должен быть?». В том-то и дело, что представление о Пьере («какой он, Пьер») каждый создает в процессе творческого перевоссоздания значка-слова в зрительный или ментальный образ.
Чтение – индивидуально и субъективно, это поистине творческий или со-творческий процесс. «Чтение как труд и как творчество» - так называется статья известного философа Асмуса.
Потому-то читать труднее, чем просмотреть «готовую» картинку фильма. Но именно потому, что это развитие творческого воображения, творческого мышления, читать детям надо, несмотря ни на какие чудеса техники, облегчающей нашу жизнь и быт. И кстати, о быте. Книга неприхотлива: читаем мы и в метро, и на скамейке, и за обеденным столом (хоть и понимаем, что это вредно для здоровья). Но в то же время книга всегда требует быть с ней как бы наедине. Таинство общения с книгой ,когда «дрожат на люстрах огоньки, как хорошо за книгой дома»
А ещё книга капризно просит уделить ей драгоценное наше время –ведь читать надо дольше, чем фильм посмотреть. Настоящий кофе варить надо дольше и не отходя от плиты. То ли дело – растворимый! залить кипятком и готово!
Но ведь варим, потому что этот кофе - наслаждение! А дети есть дети, фаст-фуд им кажется лакомством, но мы-то понимаем, что на гамбургерах и шоколадках не проживешь. Потому что с высоты возраста знаем о последствиях. Стараемся приготовить повкуснее полезную кашу или супчик
И чтение надо сделать вкусным, чтоб нравилось читать.
Как?
Первое, что нравится детям – сюжетная увлекательность. Но в том-то и дело, что именно на этом строится магия детского фильма или компьютерной игры (невозможно оторваться!). Это их качество сродни свойству хорошей книги, но старушка-книга в этом проигрывает своим молодым энергичным собратьям! (не всегда, конечно).
Дети часто что-то делают в подражание старшим, могут и есть-пить в подражание пристрастиям взрослых. Подавать пример? И это тоже важно. Хотя подростки скорее склонны к бунтовскому отторжению привычек «предков» и чтение предстает таким старомодным, когда есть компьютер, домашний кинотеатр да или просто телевизор. Опять ответ ускользает…
Книга всегда предполагает уединение, чтоб потом стать центром разговора, центром обсуждения, душевного или интеллектуального контакта. И опять мы встречаемся с «перевертышем»: уединения предостаточно за компьютером, когда мы сидим спиной ко всему миру. А обсуждают подростки отнюдь не прочитанную книгу, тем более, что смс-общение с его мозаичностью реплик не дает возможности ни созреть мысли, ни выстроиться.
Может быть, теперь такое время, что чтение – это занятие из сферы роскоши – избытка времени, элитное времяпрепровождение (в смысле – не-массовое, для избранных). Смириться как с непреложным фактом современности: не для всех предметы роскоши, как бы цинично это ни звучало. Но может быть, на этом и следует сыграть – дать ребенку почувствовать кайф от чтения как от деликатеса, чего-то изящно-приятного, требующего неспешности. Почувствовать вкус чтения. Не случайно в древнеиндийской поэтике, своеобразно трактующей суть литературы, – ключевое понятие «раса текста», то есть дословно «сок», который мы вкушаем, прикасаясь к тексту.
Такие вот вкусовые пути в наш век потребления. От слова «вкус». Это и вкус как разборчивость и умение отличить уродливое от прекрасного, это эстетический вкус в конце концов.
Вера Носкова