Воспитание ребенка

Воспитание ребенка

20.07.2010
Статьи и обзоры Воспитание детей

Эта книга написана прежде всего для родителей, которые находятся в тупике и не знают, что делать, как воспитывать своего ребенка и для тех, кто убежденно считает, что без насилия в воспитании детей нельзя обойтись, зачастую не понимая, к каким тяжелым последствиям это приводит для ребенка и насколько губительно для его души бывает недоброжелательное и уничижительное обращение с ним как с неравным, маленьким человеком, или когда подходят к ребенку с такими же мерками, как к взрослому. Лучше всего прочитать эту книгу еще до рождения ребенка, до зачатия ребенка (чтобы в Вашем подсознании и подсознании ребенка внутри утробы матери не закладывались негативные программы от приведенных в этой книге моментах неправильного воспитания, которое допускает большинство родителей и их реальных последствий), чтобы знать о некоторых ошибках и изначально не допускать их.
Цель этой книги – предотвратить детей от того негатива и моральных травм

Когда ребенок совсем маленький - 2 слова
Наверное, самый сложный период для родителей, когда ребенок выходит из грудного возраста и проявляет огромную активность, но при этом еще ничего не понимает от незнания. Многие родители считают единственным выходим бить ребенка. Но тяжелые последствия этого будут подробно описаны в главе «Страшные последствия побоев». Если Вы понимаете, что можете ударить ребенка или считаете, что этот метод воспитание приемлем, то очень советую первым делом прочитать ту главу. Выход из этой ситуации я нахожу в том, чтобы технически не допускать страшные и нежелательные проявления, подальше убирать от ребенка опасные предметы и лекарства, класть на высоте, на которой ребенок не достанет их, так и вещи, которые не нужно, чтобы ребенок брал – пульт от телевизора, драгоценности и т.п. И блокируйте доступ ребенка туда, где опасно. Например, если в кухне горячая плита и ребенок еще не понимает этого и может прикоснуться к комфоркам, сделайте замок в кухню и закрывайте на время готовки, или пусть в этот момент с ребенком кто-то побудет вдали от кухне, поиграет, развлечет его, может, погуляет. Перед переходом
дороги или рядом с дорогой берите ребенка на руки, чтобы он не побежал на проезжую часть. Не допускайте, чтобы в поле зрения ребенка или в доступном для него месте были мелкие предметы, тряпки, бумага, нитки и т.п. – ребенок может это съесть. Не допускайте, чтобы важные для Вас вещи (документы, ключи и т.п.) лежали там, где ребенок способен их достать. Ведь ребенок может открыть шкаф, даже может найти ключ от шкафа и отпереть замок. Это несложно и для самого маленького ребенка.
Не стоит ругать ребенка ни за что. Во-первых, это будет причинять ему сильные страдания и тратить его нервы, его психическое и физическое здоровье (об этом подробно в следующих главах). Во-вторых, в таком возрасте это совершенно бесполезно, ребенок еще не понимает.

НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ, А ОБЪЯСНЯЙТЕ
Когда ребенок приблизиться к тому возрасту, когда он начнет что-то понимать, нужно самым простым и доступным языком объяснять ему пока что только необходимые вещи. Когда он станет постарше, постепенно все остальное. Если родитель просто запрещает ребенку то, что ему так хочется, на что он настроен, то ребенку непонятно, почему нельзя, он считает, что это прихоть родителей. У него начинается протест, он злится, ведь для него не существует причины, по которой это «нельзя» делать и по которой что-то «нужно» делать. Часто дети делают назло, потому, что испытывают комплекс неполноценности и унижение, если подчиняются. Ведь очень тяжело чувствовать, что тебя победили, что ты ниже человека, который рядом. Ребенок именно так воспринимает понятие «слушаться» взрослого. Лучше, не запрещайте и не заставляйте, а объясняйте, почему нельзя и почему нужно. Часто ребенок после объяснения будет сам понимать и не делать то, что Вы хотели запретить ему. Но если ребенок, все же, не поддается объяснениям, то пока поступайте так, как я советовала в главе «Когда ребенок совсем маленький» - то есть, физически не давайте возможности делать ребенку то, что вредно и опасно. Позже он будет старше и все равно поймет.

ДУША РЕБЕНКА БОЛЕЕ ТОНКАЯ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО
Нужно всегда помнить, что душа ребенка - намного более ранимая и хрупкая, чем душа взрослого человека. Поэтому к ребенку надо относиться очень бережно. Если ребенок отчего-то плачет или испугался – он мучается очень сильно в тот момент, необходимо уступить ему. Взрослый человек не может так страдать, как ребенок, не может быть настолько беззащитным, как ребенок. Представьте себе, насколько ребенок более тонкий, чем взрослый, если он может долго плакать из-за того, что, например, ему не дали мороженое, и для него это действительно серьезная потеря, или какие неимоверные муки ребенок испытывает, когда нужно сдать анализ крови. Взрослому даже не придет мысль, что это может быть проблемой. Но из-за чувствительности ребенка, ему намного тяжелее жить, чем взрослому, так как он страдает чаще, чем взрослый. Поэтому, чтобы не делать жизнь ребенка невыносимой, уступайте ему, не говорите с ним жестко, не проявляйте силу к нему.

РЕБЕНОК НЕ ОБЯЗАН СЛУШАТЬСЯ
Многие взрослые раздражаются и даже удивляются тому, что ребенок не делает то, что они говорят ему сделать: например, не идет за стол, когда его приглашают, не идет делать уроки, не ложится спать, не убирает игрушки и т.п. Но почему родители решили, что ребенок должен слушаться? Человек по природе независим и делает то, что он хочет или то, что ему выгодно. А почему он должен
делать то, что хочет кто-то, а он не хочет? Представьте себя на месте ребенка, стали бы Вы делать то, что Вам неприятно, а только потому, что кто-то просит и Вы не видите для этого никаких оснований? Ведь ребенку и в голову не приходит, что что-то нужно или нельзя потому, что этому есть причины и последствия. И потом, подчиняться – это унижение для ребенка. Если он слушается Вас, то, скорее всего он боится Вас, а значит, его жизнь отравлена.

НЕОБХОДИМО БЫТЬ ДРУГОМ ДЛЯ РЕБЕНКА
Родитель должен быть другом для ребенка. Если Вы будете обращаться со своим ребенком именно, как его друг, то он будет уважать Вас, делать то, что Вы просите, прислушиваться к Вашим советам. И, самое главное, тогда ребенок будет относиться к Вам, как к другу. Окрики, жесткий тон, власть над ребенком, оскорбления, всякое показывание ребенку, что он еще маленький, что у него меньше прав, чем у Вас – противоречат дружбе и разрушают полностью ту гармонию, которая могла бы быть между Вами и ребенком.

РЕБЕНОК НЕ ВИНОВАТ В РАЗБОРКАХ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ
Бывают случаи, когда родитель, ненавидя своего (ою) супруга (у), изливают свою злость на ребенка. Этот пункт посвящен именно таким родителям. Конечно, это можно понять. Но нужно при этом помнить одну мысль: ребенок – это НЕ ваш(а) муж(жена) – это ДРУГОЙ человек. И ребенок перед вами НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ. Он НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к тому, что ваш(а) муж
(жена), например, издевается над вами, бьет вас, изменяет вам. Выплескивая ненависть на ребенка, вы совсем не срываете злость на того человека, который причинил вам страдания. Этим вы не
мстите своему врагу. Но причиняете зло, огромное страдание невинному, беззащитному созданию, на месте которого могли бы быть и вы. В чем он виноват? В том, что родился от вас. Ведь он – ПЛОД не только вашего (й) мужа(жены), а прежде всего ВАШ. Ребенок – это ваша кровь, это часть вас.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК РАЗДРАЖАЕТ
Конечно, дети иногда ведут себя так, что у взрослых часто проявляется чувство раздражения, бессилия, непереносимости. Но срываться на ребенка – это не выход, ничего хорошего из этого не получится. Это сделает отравленной жизнь ребенка.
Основной совет я вижу в том, чтобы постоянно, и особенно в трудные минуты помнить о главном: что РЕБЕНОК - ЭТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ДЛЯ ВАС ЧЕЛОВЕК, ВАЖНЕЕ ВСЕГО - ЕГО СЧАСТЬЕ.
Концентрируйтесь на мысли В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ, что РЕБЕНОК – ЭТО БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ВАМ ОТ БОГА, ОТ СУДЬБЫ, ИМ НАДО ДОРОЖИТЬ И БЕРЕЧЬ ЕГО.
Сосредотачивайтесь В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ на мысли, что существует ГЛАВНОЕ – то, что этот ребенок ЕСТЬ, его счастье, благополучие, а ОСТАЛЬНОЕ – ЕРУНДА.
И обязательно активно думайте В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ о том, что ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ И ГАРМОНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕСРАВНИМО ВАЖНЕЕ ТОГО, ЧТО ОН В ЭТОТ МОМЕНТ ДЕЛАЕТ ИЛИ НЕ ДЕЛАЕТ.
И еще, В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ на ребенка помните, что КАК БЫ ВАМ НИ БЫЛО ТРУДНО, КАК БЫ ВЫ НИ БЫЛИ ОБЕССИЛЕНЫ И ИЗМОТАНЫ, ЕСЛИ ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА РЕБЕНКА, ЕМУ ВО МНОГО РАЗ ТЯЖЕЛЕЕ, ЧЕМ ВАМ. Когда родитель кричит или бьет ребенка, в те мгновения ребенок ощущает жуткий страх, раздавленность, полную беззащитность.

НЕ МУЧАЙТЕ СЕБЯ И РЕБЕНКА МЕЛОЧАМИ
То, что раздражает родителей, часто является мелочами, на которые даже не обязательно обращать внимание. Помните главную мысль:
НИЧЕГО СТРАШНОГО, ТРАГИЧНОГО НЕ СЛУЧИТСЯ из-за того, что ребенок, например, не вешает одежду, а бросает, не моет посуду, не ложится спать вовремя и т.п. А ТОТ НЕРВНЫЙ СТРЕСС И ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО ИЗ_ЗА ТОГО, ЧТО РОДИТЕЛИ ЗАСТАВЛЯЮТ НЕСРАВНИМО ТЯЖЕЛЕЕ, ЧЕМ ПОСЛЕДСТВИЯ БЫТОВОГО НЕПОСЛУШАНИЯ, если ребенок, например, недоспал, поел раньше или позже, смял одежду, сделал беспорядок в комнате.
Конечно, надо приучать ребенка соблюдать правило, но
1) Делайте это только позитивно, иначе у ребенка будет к этому отторжение и негативные чувства.
2) Объясняйте, ПОЧЕМУ это нужно делать, чтобы он понял.
3) Делайте сами то, к чему хотите приучить ребенка.
Если ребенок не понимает, имейте терпение, с годами поймет, если вы будете объяснять ему.
Второй совет заключается в том, что В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ ДУМАЙТЕ , ЧТО ГЛАВНОЕ – СОЗДАТЬ ГАРМОНИЮ С РЕБЕНКОМ. ВЕДЬ ЭТО САМОЕ БЕСЦЕННОЕ. А БЫТОВЫЕ НЕУРЯДИЦЫ – ЕРУНДА. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ В МОМЕНТ РАЗДРАЖЕНИЯ НА ТОМ, ЧТО ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ И ПОЛНОЦЕННЫМ НЕРВНО И ПСИХИЧЕСКИ. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПСИХИКА, ДУША ЧНЕЛОВЕКА.

НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ, А ВДОХНОВЛЯЙТЕ
Для того, чтобы приучить ребенка что-либо делать, нужно НЕ заставлять его (что вызовет еще БОЛЬШЕЕ ОТТОРЖЕНИЕ), а ВДОХНОВЛЯТЬ. То есть, преподносить это не как тяжелую обязанность, а
как что-то, благодаря чему станет что-то лучше, полезнее, прекраснее. И преподносить это в форме интересной игры. ОБЯЗАТЕЛЬНО С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, РАДОСТЬЮ. Если ребенок в глубине души будет воспринимать это, как приятное дело, которое что-то улучшает, он полюбит это.
И еще очень важно хвалить ребенка за каждый сделанный, даже малейший труд. Ребенку нужны стимулы. Если вы восхититесь тем, как хорошо он убрался, погладил, приготовил что-то, ему захочется в следующий раз это сделать. Хвалите ребенка, это будет доставлять ему радость.

УБОРКА ДОЛЖНА БЫТЬ С ПОЗИТИВНЫМ НАСТРОЕМ,
А НЕ С НЕГАТИВНЫМ.

Уборка – это очень важная часть жизни. И необходимо приучить человека с детства к тому, что уборка – это что-то хорошее, приятное и нужное. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать, а тем более бить ребенка за то, что у него беспорядок или грязь. Иначе он в глубине души будет воспринимать, что убираться от него требуют, а значит – это тяжкая обязанность, которую не хочется выполнять и будет стремиться по возможности не убраться, или меньше убраться, как часто бывает во взрослом возрасте, живя отдельно от родителей, понимая, что его за это уже не отругают, не делать ничего по дому. Потому, что для него тема уборки связана со скандалами.
А если ребенка с радостным настроением, преподнося ему как одну из игр, вдохновлять, например, что-то протирать, говоря и показывая, как было грязно и пыльно и как чисто и красиво становится, то он со временем полюбит это.
И еще, очень важно, чтобы ребенок делал что-то по уборке по-чуть-чуть. Дети быстро устают. И если ребенок будет уставать от этого, он может разлюбить убираться, воспринимая это, как тяжелую работу.

КАПРИЗЫ РЕБЕНКА - НЕ КАПРИЗЫ
Бывает, что родители видят, что их ребенок постоянно капризничает: плачет или возмущается, всем недоволен, не делает то, что его просят делать, или требует все на свете.
Но если это происходит очень постоянно – это не означает, что это капризы.
Если ребенок плачет, значит, ему тяжело, он чувствует себя беззащитным, не справляется с ситуацией и приходит в отчаянье и начинает горько плакать и не в силах остановиться. Если ребенок очень часто и по-долгу плачет по любому поводу – это означает только одно: ребенок очень ранимый и хрупкий человек и для него жизненноважно и невыносимо то, от чего он плачет. И он нуждается в сочувствии и поддержке.
Когда ребенок все время возмущается всем, это говорит о том, что ему тяжело. Представьте себя на его месте. У взрослых людей часто бывали такие состояния, как, например, «все раздражает» или «все не в радость» или даже общее недовольство жизнью. И представьте себе, что бы Вы чувствовали, если бы когда вам так плохо, самый близкий вам человек авторитарным тоном запрещает вам эти естественные и по сути невинные проявления, или кричит на вас за это, или даже бьет вас. Какого бы вам это было? Тогда ребенок полностью испытает, что ВСЕ ПЛОХО, ЧТО ВСЕ ПРОТИВ НЕГО, А ЖИЗНЬ ЗЛАЯ.
Если ребенок не хочет слушаться и делает все как будто назло, возмущается или даже воюет со взрослым, который что-то от него что-то требует сделать, за этим обычно стоит глубинная причина. Например, если ребенок чувствует непосильное страдание от того, что его заставляют делать то, что ему невмоготу, во-вторых, от ощущения своей беззащитности и чувства унижения перед взрослым, в третьих, от морального истощения и т.д. Представьте себя на месте ребенка: если вы – маленькое хрупкое создание и кто-то огромный, сильный и властный, перед которым Вы чувствуете себя униженным, высокормерно, невольно показывая, что он Выше вас заставляет вас делать то, что вам очень тяжело. Во-первых, невозможно сделать то, что вы не в силах заставить себя сделать. Во-вторых, будет острое желание защитить свое достоинство, не быть подчиненным, побежденным, ведь ребенок ощущает, якобы он ниже взрослого, он так воспринимает. И насколько ему еще трудно при всем этом бороться со страхом перед взрослым, обороняться сквозь страх.
Если ребенок требует чуть-ли ни каждую игрушку, это совсем не значит, что он избалован. Восприятие ребенка иное, чем восприятие взрослого. Ребенку ДОРОГО то, что для взрослого ерунда. Для ребенка каждая игрушка – смысл жизни, целый мир. Для ребенка его любимая игрушка, даже если она еще не куплена и увидена всего 1 раз, важна также, как, например, для юноши любимая девушка, и если она уходит, для него – конец света! Поэтому можно понять, что он ненавидит ее, злится, часто приходит и требует встреч. Для ребенка игрушка, которая ему дорога – тоже самое, если игрушки нет – это горе. Поэтому, естественно, он требует, настаивает, плачет, демонстративно не ест и отказывается сделать что-либо нужное, если ему ее не дают. Ведь для ребенка это – трагедия. Он понимает, что взрослому ничего не стоит купить для него то, что ему жизненноважно для души, но взрослый просто так, почти назло, чтобы его, дескать, не баловать, причиняет ему такие муки и видя это страдание, не может сжалиться. Ни возникло бы ли у вас агрессии на его месте?
И еще, ребенок почти не умеет сдерживать эмоции. Не требуйте от него этого.
Даже если вы не можете купить то, что нужно ребенку, поддержите его, приласкайте. А лучше всего, отвлеките его на то, что сможет заинтересовать его. Если вы будете говорить с ним строгим тоном, он почувствует, и у него со временем сформируется этот комплекс, что при неудаче ВООБЩЕ ВСЕ ПЛОХО, КОНЕЦ СВЕТА. Поэтому, вместо раздражения, что ребенок «достал своими капризами», постарайтесь в тот момент представить себе, как ему тяжело и посочувствовать ребенку. И покажите ему В ТРУДНУЮ МИНУТУ, что вы – с ним, что вы его любите, дарите ему свою чуткость и поддержку. Возможно, он даже отвлечется на это. Но даже если он все равно будет плакать и требовать, ему станет немножко легче.

ПЛАЧ РЕБЕНКА - САМЫЙ БЕЗЗАЩИТНЫЙ И САМЫЙ ГОРЬКИЙ
Если ребенок плачет, он чувствует себя крайне беззащитным, а ситуацию – безвыходной и невыносимой. Ребенок по природе ранимый и хрупкий. А плач его беспомощнее, чем у взрослых. Ребенок не может наигрывать плач. И очень важно понять несколько истин:
1) РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ СДЕРЖАТЬСЯ ОТ СЛЕЗ, ОН НЕ В СИАЛАХ СОВЛАДАТЬ СОБОЙ. Бесполезно запрещать ему плакать. А если ребенок плачет очень часто и долго по любому поводу, значит он, как и большинство детей, очень ранимый и ему тяжело жить. И нужно стараться ограждать его от ситуаций, правоцирующих это непереносимое отчаянье и беззащитность, которые вызывают слезы. А если авторитарно запрещать ребенку плакать, стыдить его за это или ругать, угрожать бить за это, он почувствует себя еще более беспомощным и раздавленным, он будет ощущать, что в трудный момент все против него и это сформируется в его сознании и подсознании, которое будет давать потом в ситуациях неудач все остальные всевозможные тяжелые проблемы, вплодь до доведения до такого отчаянья, из-за которого от может быть даже совершит самоубийство. Представьте себе, если бы у вас отняли то, что вам дороже всего, или вы чувствуете душевную боль и отчаянье, и при этом, самый дорогой для вас человек, причем, сильный и властный, будет на вас кричать и угрожать, что изобьет вас за то, что вы проявляете страдание и не можете сдержаться, и побьет вас за это! Насколько бездонно беззащитно и безвыходно почувствовали бы вы себя! Но ребенок еще более раним и хрупок. Поэтому, ему в такой ситуации намного тяжелее.
2) ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ, ЗНАЧИТ У НЕГО ГОРЕ.