Как правильно сдавать устный экзамен?

Как правильно сдавать устный экзамен?

14.07.2010
Статьи и обзоры Студенческая жизнь

Итак, вы добросовестно учили три дня свои конспекты. Теперь надо не расплескать эти знания и донести их до экзаменационной аудитории.

Утро
Для этого утром, посмотрев на себя – красивого – в зеркало, улыбнитесь и, задержав улыбку на несколько минут, сконцентрируйтесь на изображении в зеркале и действительно понравьтесь себе. Хорошо еще расправить плечи, вдохнуть полной грудью воздух, а вместе с ним спокойствие и уверенность в себе – ну, не зря же вы напрягали мозг, строили систему знаний по теперь уже любимому предмету, повторяли материал более 5 раз!
Поверьте, все факты, цифры, определения, классификации лежат на нужной полке в нужном месте, а для подстраховки еще и в нужном кармане. Вспомните любимый мотив и помурлыкайте его – это отгонит навязчивую тревогу и беспокойство – столь вредные сейчас эмоции. А уж если совсем невмоготу, разрешите себе начать волноваться только в аудитории.
Съешьте легкий, но калорийный завтрак (не забудьте при этом получить удовольствие!), наденьте приличную (или деловую) одежду (какая наличествует в вашем гардеробе), еще раз с удовольствием посмотрите на себя в зеркало и выдвигайтесь уверенной походкой в alma mater.
Придите к аудитории немного раньше, дабы почувствовать атмосферу и привыкнуть к обстановке. Только не поддавайтесь панике сотоварищей, подобные настроения гоните от себя прочь – волноваться вы себе разрешили, только когда переступите порог аудитории (может, на эти глупости время и останется).

Когда идти?
Бытует мнение большинства, что в первых рядах идут более сильные и уверенные в себе. К тому же эмоциональный фон преподавателя с утра позитивный, и настроен он более благодушно. Поэтому получить хорошую оценку больше шансов у этой группы студентов. Если вы не поддались панике и не задрожали под дверью, то вперед!
Если хотите подождать, пропустите эту группу, дождитесь первых сдавших экзамен, узнайте о дополнительных вопросах, о настроении преподавателя. Но сильно долго не задерживайтесь – чем больше мимо вас пройдет счастливчиков, тем большее разочарование, а с ним и неуверенность, будут вас охватывать, тем большая усталость накапливается у преподавателя, а с ним раздражительность и нетерпение. Поэтому как только поймали попутный ветер – вперед!

В аудитории
Когда вошли в аудиторию, не раздумывайте долго, какой билет выбрать, и не нервничайте – нервничать уже поздно, точка невозвращения пройдена, порог уж вы переступили! Теперь только действовать! Быстро взяли заветную бумажку (чтобы не видно было ваших дрожащих рук) – и готовиться. При возможности садитесь не за последнюю парту (это излюбленные места неудачников и двоечников, они всегда под подозрением у экзаменатора), а где-то посередине, но за головами коллег. Любопытное наблюдение – по правую руку от преподавателя находится «слепая», менее контролируемая им зона.
Прочитайте все вопросы и начинайте с того, который знаете лучше. Одновременно наблюдайте краем глаза за преподавателем – оцените его настроение, поведение, интонации. Если не знаете какой-то вопрос – не отчаивайтесь. Вы не только что родились – начинайте шевелить мозгами, вспоминайте всё из смежных дисциплин, попытайтесь свести разговор к более известному для вас аспекту. В нашей жизни никто не сбрасывал со счетов удачу – и вам самое время рискнуть.
«Шпору» доставайте в самом крайнем случае – по статистике незамеченными они остаются только в 25% случаев, а от волнения при списывании вы перестанете соображать совсем и забудете даже то, что знали. Заодно растеряете свой шарм, харизму и уверенность в себе, а они сейчас пригодятся вам намного больше «шпоры». Ведь, отвечая на экзамене, вы не только демонстрируете свою подготовку. Прежде всего, вы человек, и презентуете себя. В конце концов проигрывать тоже нужно красиво.

Преподаватель
Тут хотелось бы сказать немного об экзаменаторе. Для него экзамен – обязанность, нагрузка и рутина, а не творчество. А как всякая рутина она быстро утомляет, вследствие этого повышается раздражительность, снижается порог терпимости.
И самый большой раздражающий фактор для него – молчащее создание, сидящее напротив. Заметьте – молчащее, а не несущее ахинею. Ведь преподаватель старается найти контакт с вами, задает наводящие вопросы, а в ответ – тишина. И как она воспринимается экзаменатором? Правильно – как игнорирование себя. А игнорирование для человека страшнее агрессивного поведения. Игнорирующее поведение говорит на уровне подсознания «ты – никто», это сильный удар по самооценке человека. Поэтому и реакция будет самая негативная, но вполне адекватная – поскорее избавиться от такого «собеседника». С раздражением – 2 балла и до свидания.
А если студент охотно контактирует с преподавателем, но несет вдохновенную чушь (ну, не «догоняет» он или делает вид) – его «утопить» невозможно. Вспомните анекдот про студента, который только и знал, что строение блохи – он смог привязать ее даже к рыбам, но зато как искренне и вдохновенно! Такой и настроение поднимет, и усталость снимет, и монотонную обстановку разрядит. Нам интерес подавай, неординарность, новизну – так устроен наш мозг. Поэтому не молчите, даже если вообще ничего не знаете. Логически можно доказать и обосновать любую чушь – вот и доказывайте (вы же все-таки в вузе учитесь), презентуйте себя, рискуйте, вам больше в такой ситуации ничего и не остается!

Ответ
Итак, вы подготовили вопросы и пошли отвечать. Садитесь ровно, руки и ноги не скрещивайте, на спинке стула не разваливайтесь, корпус немного наклоните вперед. Когда отвечаете, смотрите не прямо в глаза (подсознательно это расценивается как вызов), а чуть повыше глаз и не пристально не моргая, а периодически отводя глаза в сторону (в сторону, а не на рот или грудь!).
Если есть опыт, можете отзеркалить позу преподавателя, но так, чтобы он этого не заметил. И начинайте убеждать… В интонациях вашего голоса должны звучать вдохновение, уверенность в своих словах – именно это убеждает в первую очередь, а потом уже аргументы.
Только не перегните палку – необходимость уважения к преподавателю (да и к собеседнику вообще) никто не отменял. Если вам указывают на вашу ошибку, не нужно упрямо настаивать на своем, особенно если приведены убедительные аргументы. Это будет расценено на порядок более опытным преподавателем как глупость, и цены вам не прибавит.
Осознание своей ошибки – в этом ваша сила, а не слабость. Поэтому не спорьте просто из принципа. Сделайте по-умному – согласитесь с таким видом, что именно это вы и хотели сказать, да бес попутал – волновались, стресс, не то подумали, неправильно поняли и прочая… Корону вы не потеряете, а очки заработаете.
И, наконец, если преподаватель не потерял способность реально мыслить, несмотря на все ваши старания, какую бы оценку после вашего «допроса с пристрастием» он вам ни ставил – признайте ее объективность, положите ее в копилку вашего бесценного опыта и извлеките из нее уроки – вы ведь пока только учитесь…

Анфиса Шмель