`Они` и `Мы`. Как дети воспринимают свою национальность?

`Они` и `Мы`. Как дети воспринимают свою национальность?

08.07.2010
Статьи и обзоры Воспитание детей

Актуальность выражения «пятая графа» – «национальность» сегодня не намного выше, чем у графы «партийность» в анкетах старого образца. Однако национальные проблемы от этого не исчезли. Они живут, особенно на бытовом уровне.
И не только во взрослом мире. Дети подчас страдают от реальных притеснений, недоумевают от разного рода предрассудков, но порой и сами участвуют в их создании. Причем, многие психологи склонны считать, что во многом виноваты взрослые. К примеру, фраза, брошенная родителями «Понаехали тут разные…», может спровоцировать ребенка на жестокий поступок.
Любой родитель рано или поздно встанет перед вопросом, как ребенка, помимо всего прочего, научить жить в одном мире с теми, чья «пятая графа» не такая, как у него. Можно с откровенностью сказать, что большинство наших семей национализма не проповедует. Но абсолютной демократичностью мы все-таки похвастаться не можем. Если вы вспомните фильм «Убить дракона», где горожане гордятся тем, что их правитель сумел «очистить» город от цыган, то всплывут в вашей памяти фразы людей, которые толком не знают, а чем цыгане так плохи…
Сегодня общество воспитывает детей в духе интернационализма, уважения к другим культурам. Однако на деле не все так просто. Да и сами взрослые не всегда осмотрительны в высказываниях собственных взглядов, забывая, что рядом с ними дети, которые, как «губка» впитывают все, что говорят родители. Ни для кого не секрет, что в наши дни в Россию из стран бывшего СССР переезжает немало семей, чьи дети учатся в обычных школах. И в такой семье может возникнуть проблема, когда ребенка из-за его национальной принадлежности сверстники будут дразнить, игнорировать и даже бить.
Бесспорно, что ребенок иной национальности вызывает интерес у детей. Но этот интерес не всегда выливается в агрессию, бывает и наоборот. Кстати, иногда у «необычного» ребенка есть шансы в детском коллективе завоевать популярность, стать любимчиком. В такой ситуации родителям других национальностей необходимо поддержать своего ребенка, оценить его добрые поступки в отношении «необычного» мальчика (девочки).
Один известный спортсмен, чемпион в силовом виде спорта, родом из небольшого украинского городка, не раз рассказывал в своих интервью о том, что он, учась в московском интернате, не раз подвергался насмешкам своих сверстников из-за провинциальных манер и «странного» говора. Детская обида, как он говорил, жила в нем очень долго. Подчас бывает, что именно насмешки, различного рода притеснения побуждают человека добиваться успехов в различных видах деятельности. При этом важно, чтобы не присутствовала мотивация, мол, «ну, я им докажу…» Ведь в такой ситуации ребенок не будет получать настоящей радости от успехов.
Сейчас немало рождается детей от смешанных браков, которые по данным социологических опросов, более устойчивы, нежели однородные. И, как правило, в таких семьях дети редко становятся националистами.
Родителям следует в присутствии ребенка быть более внимательными в своих высказываниях в отношении людей другой национальности. При этом не стоит препятствовать его дружбе с кем-либо, чья национальность вас не устраивает. Этим вы только нанесете психологическую травму своему сыну (дочери). Расскажите ребенку, что некоторые люди другой национальности охотно рассказывают анекдоты, подтрунивают над своими земляками, но сами очень болезненно переносят насмешки в свой адрес.
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает чувство превосходства над теми людьми, у кого другая «пятая графа», попытайтесь с ним обязательно поговорить. Расскажите о своих друзьях – людях разных национальностей, не помешают и примеры об известных деятелях науки и культуры.
Если ваш ребенок оказался в группе детей другой национальности в «меньшинстве», научите его спокойно реагировать на вопросы, касающиеся его национальности. Хорошо, если ваш ребенок знает язык, на котором общается большинство окружающих его взрослых людей и детей. Пусть он не замыкается на общении только с земляками. Не противопоставляйте себя, свой народ тем людям, среди которых будете жить вы и ваши дети.
Иначе вам будет очень сложно наладить контакт в обществе, узнать привычки, традиции, культуру людей, с которыми вам предстоит жить рядом.

Ольга Конодюк