Распространенные ошибки в воспитании детей и способы их исправления

Распространенные ошибки в воспитании детей и способы их исправления

02.07.2010
Статьи и обзоры Воспитание детей

Родители часто жалуются на своих детей, они не слушаются, иногда проявляют ужасные черты характера и демонстрируют неприемлемые манеры поведения. В чем кроется причина этого: в психических отклонениях, плохом воспитании или особенностях характера? - Спрашивают родители. Попробуем рассмотреть этот вопрос с разных сторон.
А сначала выясним, почему ребенок, родившийся психически и физически здоровой личностью, со временем становится такой, что тяжело поддается воспитанию. Скажу сразу, чаще всего это случается из-за ряда ошибок родителей, которых они допускают в общении со своими сыновьями и дочерьми. Психологи выделяют распространенные типы этих ошибок. Прочитайте внимательно. И если узнаете себя, попробуйте избавиться.

Тип воспитания: бесконтрольность. Часто в воспитании детей отсутствует такой важный элемент, как контроль. Чаще всего это наблюдается в семьях "бизнесменов", алкоголиков, в неполных семьях. Ребенок живет "на самообслуживании. В этом случае в ней воспитывается "внутренняя сила", но страдает дисциплина, выдержка, умение овладеть свои эмоции и желания. В будущем, даже став взрослым, у них возникают конфликты в ситуациях, когда необходимо проявить дисциплинированность и выдержку, они демонстрируют неспособность к этому.
Профилактика и перевоспитание. Родителям нужно чаще проявлять сочувствие к таким детям, интересоваться их жизнью. А еще демонстрировать педантичность, контроль за выполнением поручений, уроков и соблюдением правил формальной поведения с окружающими. Однако ни в коем случае нельзя перегибать палку в своих требованиях.

Тип воспитания: чрезмерная опека. Речь идет о постоянном контроле родителей за детьми, культивирование дисциплины и отчетности. Это приводит к формированию личности ребенка, которая не способна принимать решения самостоятельно. Появляются сомнения, неуверенность в себе. Зато повышается внушаемость - слушается всех, а не только родителей. Отсутствие воли вызывает противоречия с самим собой (знает, как нужно действовать, но делает так, как легче, плывет по течению. Помню пример крайнего проявления такого воспитания в семье военнослужащего и учительницы: мать пришла вместе со взрослым сыном-инженером в отдел кадров завода, где он трудоустраивался. Можно представить, каким авторитетом пользовался этот специалист в своих подчиненных работников.
Профилактика и перевоспитание. Прежде родителям следует тренировать у ребенка способность принимать самостоятельные решения. В частности, давать задания, для выполнения которого требуется сделать собственный выбор. Скажем: купи хлеба черного или белого (или / или). Впоследствии задача усложняется. В частности, ребенка нужно привлекать к принятию решений на семейных советах относительно событий в ее жизни и жизни всей семьи. Ее мнению нужно выслушивать внимательно, демонстрируя уважение к ней.

Тип воспитания: "золушка". Это касается не только нелюбимого ребенка. Ситуация "золушки" часто возникает в семьях, где есть больные: другой ребенок или кто-то из членов семьи. На здорового ребенка обрушивается слишком много обязанностей, между тем ей самой уделяется слишком мало внимания. Вследствие этого выстраивается астенический (ослабленный) тип личности.
Профилактика и перевоспитание. Нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком, объяснив: мы тебя любим, но обстоятельства так складываются, что ... Такие дети обычно тянутся к литературе (они там часто находят героев с подобными своих страданиях. Но родителям следует следить, чтобы сын или дочь не оторвались от реального мира, заменив его книжным, а в наше время еще и компьютерным.

Тип воспитания: ребенок-"кумир". Часто им становится единственная или самый младший ребенок в семье. Он плохо переносит недостаток внимания к себе и готов привлечь его любым способом, хорошими или плохими поступками. Возникает конфликт претензий. Их недовольство приводит к истеричности. В отношениях с людьми и миром такие дети демонстрируют эгоцентризм. Чтобы быть в центре внимания, они начинают вести себя так, как от них того ожидают, это вызывает потерю личности. Однако надо отметить, что такие дети хорошо чувствуют и понимают другую личность и при наличии таланта могут быть актерами.
Профилактика и перевоспитание. Обезопасить ребенка от ощущения, что он кумир. В его присутствии демонстрировать любовь и к другим члене в семье, несмотря на ревность. Например, угощать сладостями всех поровну: не обращать внимание на проявления недовольства: плач, истерики (даже в общественных местах); не допускать, чтобы ребенок научился шантажировать. С таким ребенком нужно много разговаривать, объясняя, что он не "центр Вселенной", хотя его очень любит вся семья. При этом не надо умалять его положительные черты.