А разве есть такие игры

А разве есть такие игры

14.05.2010
Статьи и обзоры Игрушки

Формирование мировоззрения ребёнка является основой духовности, основой его жизненной позиции в будущем, - делать это, конечно, лучше через игру. Игра для ребёнка - это не что иное, как познание и поэтому задача взрослых - дать правильные ориентиры, создать позитивную атмосферу и участвовать в этом процессе вместе с ребёнком.
Покупая игрушку, мы в первую очередь обращаем внимание на её дизайн - яркие краски и занимательные сюжеты интригуют, вызывают интерес даже у взрослого, но потом мы себя останавливаем и пытаемся найти в игрушке другую сторону - развивающую. Если нам это удаётся, мы с удовольствием дарим своему ребёнку радость, превращая его мечту в реальность. Но как часто мы задумываемся о нравственном аспекте той или иной "волшебной" игрушки?
Наши магазины заполонила игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям, не говоря уже о духовном развитии тех, для кого она предназначена, - воинственные и злые образы, а в некоторых случаях даже персонажи из популярных триллеров; оружие и военная техника; совсем не добрые роботы-трансформеры и т.п. Конечно же, есть много хороших, добрых игрушек и каждый волен выбирать для своего ребёнка те, которые считает правильными. Но сейчас мы говорим о том, какие игрушки помогут родителям привить ребёнку нравственные ценности, - а это добрые, вызывающие позитивные эмоции игры и игрушки. Так, традиционные игрушки - куклы и пупсы ориентируют девочку на развитие материнских чувств: ответственность, заботу, аккуратность, бережное отношение к родным, помощь и т.д. А всевозможные конструкторы развивают у мальчиков логику и в какой-то мере будущую жизненную позицию - созидание, ответственность и т.д.
Издревле игрушки отражали культуру народа, его быт, и соответственно духовные ценности. Простой люд стремился к общению, что продиктовано было социальными условиями жизни того времени. Эта потребность выражалась через игрушку, которая была тем средством, при помощи которого старшее поколение передавало младшему правила, устои и жизненный опыт, - что естественно откладывало отпечаток на мировосприятие и поступки детей. Тряпичные куклы, деревянные и керамические игрушки-потешки, свистульки и т.п. незатейливые вещицы были любимой забавой для малышей. Богородские деревянные игрушки с нехитрым механизмом; всевозможные матрёшки с сюрпризами; дымковские и городецкие керамические расписные игрушки, которые можно было складывать в сюжеты и придумывать интересные истории.
С появлением первых сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Что такое православная игрушка?

Мы уже отметили, что это та игра или игрушка, которая имеет своей целью преподать определённые знания, то есть те постулаты, на которых основана вера, и познакомить детей с символами православной веры.
Очень увлекательны такие игры-путешествия, как "Паломник", "Отшельник", настольная игра "Спешите делать добро" - игра-паломничество по храмам Санкт-Петербурга.
Интересна электровикторина "Православие" - в неё входят карты с картинками и вопросами, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных и дотронуться до него. Палочка-лампочка сигнализирует, правильно ли вы ответили на вопрос. В викторине отражены разные грани православной веры. Здесь и события из земной жизни Спасителя, и сюжеты Ветхого Завета, а также рассказы из истории Церкви от её рождения до наших дней и основные сведения о православном богослужении, азы христианской нравственности и церковнославянская буквица. Один из разделов пособия посвящён житиям святых. Основная задача викторины - помочь донести до сознания и души ребёнка целостный образ Православия. Электровикторина рассчитана в первую очередь на детей не знакомых с православной верой. Основу викторины составляет изобразительный материал, размещённый на специальных тематических карточках. Каждая карточка имеет по 8 изображений на основном поле и 8 соответствующих им вопросов на боковых полях. Задача ребёнка: найти однозначное соответствие между вопросом и картинкой. При правильном ответе включается световая и звуковая индикация. Благодаря световой сигнализации в викторине могут участвовать дети с нарушением слуха. Автор игры - священник Дмитрий Комаров.
Также интересны различные конструкторы, из которых ребёнок может сам построить точную копию храма, монастыря, церкви, или святых мест, например игра "Собери храм".
На православных сайтах (форумах) вопрос о подобных конструкторах очень живо обсуждался родителями, мнения разделились. Одни выступали против таких конструкторов, так как после того как ребёнок построил храм, он его разрушает, что неприемлемо для православной святыни, но другие родители встали на защиту этой игры, так как дети получают нужную, познавательную информацию, и в этом случае, нужно лишь обратить внимание ребёнка на то, что это не просто конструктор, а модель храма, и нужно аккуратно и бережно разобрать детали, чтобы потом вместе с другом вновь построить храм. В крайнем случае можно не разбирать собранные макеты, а коллекционировать творения православных зодчих. А мотивация, - помимо познавательной, может быть и такая: "Молодец, сынок. Вырастешь - настоящий храм построишь!"

А. Романова
Источник: "Игра и Дети" журнал 2010 №3