Дети с синдромом Дауна получат возможность учиться в обычных школах

Дети с синдромом Дауна получат возможность учиться в обычных школах

07.04.2010
Статьи и обзоры Здоровье ребенка

Вполне вероятно, что в Москве дети с синдромом Дауна будут учиться в обычных школах. Речь об этом шла в столичном департаменте образования при обсуждении поправок в законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
Учителя по-прежнему думают, что дети с синдромо Дауна не обучаемы. Однако, как пишет газета «Новые известия», это не так. Издание описывает случай шестилетней Светы Кисляковой, которая за три месяца выучила столько английских фраз, сколько в школах дети учат за год.
Особенности детей с синдромом Дауна – это ослабленный мышечный тонус, отставание в развитии и часто сопутствующие заболевания: проблемы с сердцем, с речью, со зрением, со слухом. Заболевания можно скорректировать путем ранней помощи врачей и педагогов. Отставание же в развитии и непосредственность в поведении будет сопровождать ребенка всю жизнь, но это не должно быть препятствием для его счастливой жизни и самостоятельности.
"Необучаемых детей вообще не бывает: вопрос только в том, до какого уровня можно обучить ребенка", – приводит слова депутата Госдумы Олега Смолина издание. "Люди с синдромом Дауна понимают, что они "не такие", но умеют глубоко рассуждать, имеют свои мечты. Девочки хотят, чтобы их любили, как все девочки. А юноши нам говорят: «Я мечтаю, чтобы меня уважали, чтобы со мной здоровались, не тыкали пальцем", – говорит сотрудница благотворительного центра «Даунсайд-ап» Елена Любовина.
«Стыдно признаться, но я тоже раньше считала, что жизни достойны только полноценные дети. В роддоме нам предложили отказаться от Светы. Но сердце подсказало, что нельзя. Мы не смогли бы жить дальше, глядя на старшую дочь и зная, что младшая где-то в детдоме. И мы никогда не пожалели о нашем решении, – рассказывает мама Светы Кисляковой Маргарита Кислякова. – Нам говорили, что эти дети не обучаемы».
«How are you?» – спрашивает папа Алексей Кисляков, и дочь отчетливо отвечает: «I’m fine». «Чтобы Света что-то выучила, нужно в пять раз больше труда, но зато запомнит она на всю жизнь. Это дает мне надежду, что она сможет овладеть профессией, – говорит отец. – Мы хотим сделать Свету социально полезным человеком».
По имеющимся данным, в среднем каждый 700-й ребенок рождается с синдромом Дауна. Вероятность рождения возрастает, если матери больше 35 лет. В России таких детей ежегодно рождается 2,5 тыс., из них в Москве – сотня. 85% русских родителей отказываются от малышей-даунов сразу, в то время как в Европе и США отказ не превышает 5%. Это не заболевание, это генетическая случайность: лишняя хромосома. Сам ребенок не страдает от синдрома, страдают его родители – от отношения окружающих.
Как ни странно, больше всего протестов введение инклюзивного образования вызвало у взрослых. По данным опроса, проведенного летом среди родителей, 80% мам и пап не хотели бы совместного обучения своих детей с ровесниками-инвалидами. Но даже если поменять сознание общества удастся в короткие сроки, закон все равно нельзя будет реализовать в полной мере. По данным комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, 50% детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах, однако к их нуждам приспособлено не более 20% зданий. Кроме того, школы, решившиеся ввести инклюзивное образование, получают только моральное удовлетворение: такое образовательное учреждение финансируется так же, как и обычное, а учителя в инклюзивных школах не получают никаких надбавок. Понятно, что в такой ситуации очереди на курсы дефектологии из обычных педагогов не выстраиваются.