Вот такая `диаКлектика`. Студенческие `перлы`

Вот такая `диаКлектика`. Студенческие `перлы`

15.02.2010
Статьи и обзоры Студенческая жизнь

Преподаватель Георгий Дружинин поделился с Интерфаксом коллекцией студенческих «перлов», услышанных им на экзаменах по истории. Оказывается, Рим основал «простой ромул», после чего стал первым папой Римским. Другой студент пошел еще дальше: во главе католической церкви «был папа, а сама церковь – это мама такая»!!! «Император ДиАлектиан придумал новую государственную религию – диалектику». После замечания экзаменатора «умник» поправился: «ДиаКлектика». Следующий «специалист по истории» сообщил о том, что в Византийской империи «было четыре главных города – Византия, Стамбул, Царьград и Константинополь». А еще один пребывал в уверенности, что в шариате «был главный великий пророк» по имени Адам – «тот самый, с которого все началось, который все основал, и у православных тоже».
Отечественная история тоже оказалась богатой нишей для студенческого легкомыслия. Как заявил на экзамене один из современных бурсаков, «Соборное уложение» было принято при царе «Алексее Втором», который, вдобавок во всему, еще и «отменил крепостное право и учредил Соборы».
Смешно – аж плакать хочется, особенно если учесть, что экзаменовали не школьников, и даже не абитуриентов – студентов. И это в самой передовой – по количеству вузов – стране мира! В современной России насчитывается свыше 3000 высших учебных заведений, причем 2000 – это филиалы различных институтов и университетов. Для сравнения: в Англии подобных альма-матер – 350, во Франции – 600. При этом трудоустраивается по специальности всего лишь половина российских выпускников – чуть более полумиллиона человек.
Причина столь печальной картины заключается не только в нежелании работать по профессии, но и в общем уровне образования. Например, в прошлом году более 80% студентов факультета журналистики МГУ с треском провалили проверочный диктант, сделав в среднем по 25–30 ошибок. Как они в будущем собираются глаголом жечь сердца людей, совершая по 3 исправления в слове, порой искажая его до неузнаваемости – непонятно.
Складывается впечатление, что система лицензирования наших вузов создавалась исключительно для зарабатывания денег. Ложный посыл о переходе количества в подвел и на этот раз. «Академий» в среднестатистическом городе России может быть сколь угодно много; жаль, что лекции там читают, как правило, одни и те же преподаватели. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже неоднократно объявлял о планах его ведомства закрыть большую часть вузов. По мнению представителей министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150–200 институтов. Правда, пока, кроме благих намерений, дело не идет. По-прежнему не ясно, кто и по каким критериям станет определять, кому остаться, а кому исчезнуть. Расплодить оказалось гораздо проще, чем уничтожить.
Следующая проблема – реформирование высшей школы по западным стандартам. Получившие в основном советское образование, как пел Владимир Высоцкий, «товарищи ученые, доценты с кандидатами» вдруг превратились в ярых поборников «бакалавриата», «магистратуриата» и прочих, прости Господи, ЕГЭ. На все вопросы, почему именно так, внятных ответов не последовало. Именно внятных, а не общих рассуждений о «цивилизованном пути» и «передовом опыте». Мы уже переименовывали ПТУ в академии, только ума от подобной «реформы» не прибавилось. Профессор МГУ В.Сухомлин считает, что все это – не более чем имитация кипучей деятельности чиновников. Трудно не согласиться. Любая бюрократическая система неизбежно решает задачу поддержания своего существования.
Есть и другой аспект. Рассмотрим состояние рынков труда развитых стран – США и Европы. В настоящее время промышленная мощь человечества выросла настолько, что обеспечивает практически любые потребности граждан этих стран с минимальными затратами. В производящей части экономики работает не более 25-30% населения. Такое положение неизбежно вызывает жесточайшую конкуренцию на рынке труда; более-менее высокооплачиваемую получают только высококлассные специалисты. Никто из них не заинтересован в появлении большего количества себе подобных. Поэтому на Западе и происходит упрощение образования, по сути, сведение его к решению фиксированного набора стандартных задач в узкой профессиональной области. Это ли пример для подражания?

Михаил Синельников