В Петербурге решили возродить производство диафильмов

В Петербурге решили возродить производство диафильмов

11.12.2009
Новости

В Петербурге решили сделать ностальгический подарок к Новому году. Там возродили так любимые советскими детьми и их родителями диафильмы.
Авторы идеи заявляют что живые слайды — это намного лучше, чем бездушная «цифра», то есть компьютеры, DVD и игровые приставки. Впрочем, от классических диафильмов осталось лишь название.
Купленный на блошином рынке ФД-2 в этот раз так и не заработал. Зато диапроектор «Экран», такие выпускали в 70-х годах, сразу натолкнул на воспоминания.
В этом офисе теперь все чаще работают в темноте и все чаще впадают в детство. Возрождать диафильмы решили в соответствующей обстановке. Изучив советский опыт, от компьютерных технологий отказались сразу.
Тимур Гришков, автор проекта: «„Цифра» убила бы ту волшебную атмосферу, которую создает старый диафильм“.
Результат работы виден при свете. Формы те же, есть уже пульт управления и шнура электрического нет. Диапроектор работает от батареек.
В детском саду прошли первые сеансы. Под рукой, правда, не оказалось белых простыней, все цветные с рисунками. Но экран, как это бывало и раньше, заменили два листа ватмана.
Никто и не отрицает: это у взрослых — ностальгия по диафильмам. Но и психологи, и педагоги уверяют: диафильмы детям полезней, чем мультфильмы.
Алёна Ворончихина, воспитатель детского сада: «Ребенок смотрит на картинку. Ему дается образ, но при этом ему остается возможность фантазировать, а как это происходит. Он вроде и слышит, что идет действие, и при этом смотрит на картинку, и сам все-таки воображает».
Константин Тарновский, коллекционер: «Самый старый диафильм, который сохранился у меня, называется „Жадные попы». Причем он цветной. Это где-то начало 40-х годов“.
Детское увлечение у Константина переросло в нечто большее. Он помнит, как за 30 копеек купил свой первый диафильм, а теперь в его коллекции сотни коробочек с пленками. Раритетные диафильмы — те, что продавались вместе с пластинками.
В его коллекции есть и авторские эскизы, собственно с которых и начинали печатать диафильмы.
Константин Тарновский, коллекционер: «Самое главное в диафильмах — это, конечно, общение с родителями, потому что сейчас современные дети просто этого лишены. То есть, грубо говоря, поставили им DVD и мама пошла на кухню, а папа полез в Интернет».
С середины 90-х годов диафильмы больше не производят и студии «Диафильм» по сути не существует. Как раз сейчас и решают, что делать с наследием прошлого.
Чтобы получить четкую картинку, нужно было сначала поймать фокус. Конечно, можно снова сказать: все новое — хорошо забытое старое. Но ведь и диафильмы-то толком еще не забыли. У многих наверняка в коробках из-под обуви хранятся маленькие коробочки с диафильмами.
Пленки местами поцарапаны, кое-где даже расплавлены. Когда лампа перегревалась, пленка повреждалась. Но несмотря на то, что диафильмы запылились, но еще могут быть востребованы.
В Петербурге же теперь создают новые диафильмы. В студии актеры начитывают сказки. А художники рисуют иллюстрации, пытаясь уместить их в размер кадра.
Наталья Чарушина, художник-иллюстратор: «Диафильм будет называться «Звери наших лесов».
Часть историй к новым диафильмам специально взяли из советских детских книг. Такие образы у многих в памяти.
Егор Саламашенко, дизайнер: "«То, что осталось у нас, мы это пытаемся передать своим детям. И это не пустые слова».
В итоге диафильмы собираются снова поставить на поток, ведь дети, для которых все это в новинку, уже отреагировали.

Николай Булкин