ЕГЭ добрался до Конституции

ЕГЭ добрался до Конституции

09.11.2009
Статьи и обзоры Школьное образование

В 2011 году ЕГЭ может стать обязательным для учеников девятых классов. В учительской среде опасаются, что это может противоречить Конституции, которая гарантирует получение среднего образования гражданам России. Ведь с введением ЕГЭ в девятом классе получится так, что тот, кто не сдал экзамен, будет лишен возможности получить документ о неполном среднем образовании.
В 2011 году ЕГЭ может стать обязательным для учеников девятых классов. Об этом заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова в интервью «Российской газете». Учеников начальной школы Единый государственный экзамен пока не затронет.
«В течение пяти лет шел эксперимент по новой форме госаттестации после девятого класса. Мы подвели итоги: нововведение себя оправдало, и в принципе можно было бы вводить его со следующего года. Поэтому решено сделать этот учебный год переходным, а за это время подготовить необходимую документацию. И уже со следующего учебного года ввести новую форму аттестации девятиклассников», – рассказала Глебова.К этому готовились пять лет
В настоящее время аттестационные экзамены в форме ЕГЭ сдают не все девятиклассники: нововведение в виде тестовых экзаменов затронуло только ряд школ в некоторых регионах страны, да и то в форме эксперимента.
«Никакого ЕГЭ в девятом классе нет. Есть государственная итоговая аттестация по итогам девяти классов, проводимая в новой форме. Субъекты РФ могут выбирать форму тестирования для оценки уровня усвоения знаний по итогам девятого класса», – заявила Глебова в интервью «Российской газете» в апреле этого года.
Экспериментом, продолжающимся пять лет, в Рособрнадзоре, как оказалось, остались довольны. Согласно планам ведомства, 2010 учебный год станет последним годом стандартных экзаменов в средней школе. В 2011 году девятиклассникам уже придется сдавать ЕГЭ.
Рособрнадзор пока не уточняет, как именно будет проходить Единый госэкзамен для учащихся девятых классов, поскольку еще не разработаны необходимые для его официального утверждения приказы.«Впечатления от ЕГЭ в девятом классе остались сложные»
О впечатлениях от ЕГЭ для девятиклассников издание пишет со ссылкой на одну из российских школ, в которой весной 2009 года ЕГЭ по русскому языку проводился в обязательном порядке.
«Впечатления от ЕГЭ в девятом классе у нас остались очень сложные, есть над чем подумать. В 2008 году ученики еще могли выбирать между традиционной формой (изложение или мини-сочинение и математика) и тестом. В начале 2008/2009 учебного года мы еще не знали, как будут сдавать аттестационные экзамены по русскому и математике наши ученики, поэтому пришлось готовить их и к тому, и к другому варианту. А ведь это два противоположных подхода», – рассказал журналистам источник.
Проблемы выявились уже при проверке этих экспериментальных тестов. «Методика проверки работ была совсем другая, нежели при обычных экзаменах. При этом проверка показала, что некоторые дети даже не приступали ко второй или третьей части, хотя мы точно знали, что они писали и изложения, и сочинения. Не знаю, были ли это человеческие или компьютерные ошибки. Нам приходилось подавать апелляции, узнавать коды работ, доказывать, что ученики писали другие части», – добавил источник.
Как выяснилось, даже плохо сдавшие ЕГЭ девятиклассники не остались без аттестатов. Те, кто получил оценку «неудовлетворительно», через несколько дней сдали свой экзамен в традиционной форме. Сертификаты о сдаче Единого госэкзамена учащиеся тоже не получили. Их баллы по ЕГЭ просто вписали в стандартный аттестат.«ЕГЭ не нравится только тем, кто не хочет, чтобы наша страна развивалась»
В интервью глава Рособрнадзора заявила, проблема не столько в ЕГЭ, сколько в российской системе образования в целом. А Единый государственный экзамен эти проблемы только выявил.
«[ЕГЭ показал], что в технические и инженерные вузы у нас идут троечники. То есть люди, которые завтра будут делать нашу инновационную экономику… Но разве раньше было по-другому? Просто об этом не говорили… Высшая школа экономики проанализировала результаты Единого экзамена, и главный вывод: ЕГЭ показал реальную картину нашего образования», – рассказала Глебова.
Она добавила, что «ЕГЭ не нравится только тем, кто не хочет, чтобы наше образование и наша страна развивались». По мнению главы Рособрнадзора, именно ЕГЭ служит для диагностики проблем во многих областях образования.
Отдельно Глебова остановилась на вопросе о необходимости ограничения числа вузов, куда абитуриентам после сдачи Единого госэкзамена можно подавать документы. По словам Глебовой, для сильных вузов проблемы как таковой нет. «Это проблема только для тех, кто чувствует себя не конкурентоспособными по сравнению с другими вузами», – добавила глава ведомства.
Глебова отметила, что разобраться с этим должен, в первую очередь, Совет ректоров. А министерство науки будет действовать уже на основе решения Совета. Не надо подливать масло в огонь.
По мнению президента Всероссийского фонда образования РФ Сергея Комкова, вводить сейчас подобный экзамен – это только «подливать масло в огонь».
«Во-первых, такой экзамен называется не ЕГЭ, а ГИА (Государственная итоговая аттестация) и сейчас он проводится в качестве эксперимента. Правового основания для его обязательного введения пока нет», – сказал Комков корреспонденту GZT.RU.
По словам Комкова, сам он будет выступать против введения ГИА для средней школы. «Получение среднего образования обеспечено Конституцией РФ. С введением ГИА получится так, что тот, кто не сдал экзамен, будет лишен возможности получить документ о неполном среднем образовании», – заявил Комков.
Эксперт добавил, что заявление Глебовой в данном случае звучит преждевременно. Рано делать такие заявления, пока не решится проблема ЕГЭ в 11-м классе, считает президент Всероссийского фонда образования. Для того, чтобы ввести в 9-х классах ГИА, необходимо отработать систему ЕГЭ.
Комков также рассказал, что недавно к нему пришла группа православных родителей, которые с благословения своего духовного наставника выступили против ГИА в 9-м классе. Родители заявили, что готовы даже забрать своих детей из школ, лишь бы они не сдавали этот экзамен. Причина такого решения – система штрих-кодов (вместо фамилии и имени ученика), которая не благословляется православной церковью.Такой экзамен вводить следует.
Директор центра образования №548 Рачевский Ефим Лазаревич сказал корреспонденту GZT.RU, что подобный экзамен для девятиклассников неправильно было бы называть ЕГЭ, и тоже уточнил, что подобный вид тестирования называется ГИА.
«Слово «единый» применительно к средней школе утрачивает свое значение. Это тестирование ведь не объединяет школьные и университетские экзамены. Разве что девятиклассники объединятся в едином радостном порыве», – пошутил Рачевский.
Он добавил, что выступает за введение подобного экзамена для всех 9-х классов, потому что независимую экспертную оценку знаниям учащихся обязательно надо проводить. Рачевский рассказал, что в его школе 190 человек в прошедшем учебном году сдавали ГИА и остались довольны результатами.
«Им понравилось, что никто не зависит от воли конкретного учителя. Ученики рассматривали результаты ГИА как объективную оценку своих знаний», – сказал Рачевский. По его словам, никто не жаловался и на проверку работ, хотя «ляпы тоже были».
Рачевский, правда, добавил, что за один год вряд ли можно подготовить КИМы для 9-х классов, учитывая то, что и для 11-х они пока не до конца разработаны. По мнению эксперта, прогнозы о том, что подобное тестирование станет обязательным для всех девятиклассников, вряд ли сбудутся.
На вопрос корреспондента о том, что же делать ученику, не сдавшему ЕГЭ или ГИА в 9-м классе, Рачевский сказал: «Оставаться на второй год или идти на работу». Правда, по словам директора, пока ГИА находится на стадии эксперимента, провалившим экзамен школьникам дают вторую попытку – они могут сдать традиционный экзамен.
Рассказал Рачевский и о том, что в прошедшем учебном году многие техникумы и колледжи уже начали учитывать результаты ГИА.
А по поводу введения ЕГЭ или ГИА в начальной школе Рачевский высказался категорически против. По его мнению, такие экзамены не нужны в младших классах, где итак регулярно проводится проверка знаний учеников.

Виктория Лисицина