Единая база дипломов не поможет бороться с фальшивками
Государство решило разбить в пух и прах торговлю фальшивыми вузовскими дипломами. Если сейчас проверить подлинность документа об образовании можно, только покопавшись в бумажных архивах самого вуза или Минобрнауки, то со следующего года Рособразование хочет проводить все заявки от вузов на дипломы через единую электронную систему. Тогда подлинность документа будет легко проверить - надо только вбить его серийный номер в базу.
Однако, даже если система заработает, она вовсе не обязательно будет пользоваться популярностью. Ведь чтобы кому-то захотелось проверить честность своего сотрудника или кандидата на должность, подлинные дипломы должны реально котироваться на рынке. Сегодня же этого нет: работодателям чаще всего просто все равно, откуда сотрудник принес им корочку.
ВСЕ О ДИПЛОМАХ
По задумке руководителей Рособразования, каждый год ответственный сотрудник каждого вуза должен будет отправлять в ведомство заявку на выдачу дипломов. После проверки университет получит нужное число бланков, а при выдаче дипломов каждый фиксируется в электронной базе. В этом учебном году, как говорят в ведомстве, к системе подключат около 500 вузов, затем подтянутся остальные. Параллельно будут оцифровывать и загонять в базу данные по старым дипломам.
Сегодня проверить подлинность документов об образовании трудно, это довольно громоздкая процедура. Как говорит заместитель председателя комитета «Общероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин, это во многом связано с непрозрачностью отечественной системы образования. Ведь проверить, например, выпускника Гарварда или Оксфорда не составляет никакого труда. На сайтах крупных учебных заведений можно найти не только информацию о выпускниках и их фотографии, но и темы научных и дипломных работ. В России эта практика не особенно распространена, так что автоматизированная база данных выпускников, если она будет публичной, станет заметным шагом вперед.
ФАЛЬШИВКИ ОСТАНУТСЯ
Однако перспективы нового проекта Рособразования вызывают и сомнения, прежде всего, по техническим причинам. Ни одна подобная база общегосударственного уровня пока не была успешна. Стоит вспомнить только систему ЕГАИС, которая так толком и не заработала. Уже сейчас некоторые опасаются, что систему можно будет взломать и воспользоваться ее данными для изготовления фальшивок, или же просто вписать их туда, установив контакт с нужным человеком.
Кроме того, система не устранит возможность изготовления фальшивок в самом вузе, то есть выдачу дипломов «задним числом» тем студентам, которые фактически в университете не учились. Таких дипломов не большинство, но немало, и на них с появлением автоматизированной системы явно вырастет спрос. Популярнее станут и услуги вузов, которые изначально, как говорит президент «Всероссийского фонда образования» Сергей Комков, никого ничему не учат, а просто выдают дипломы.
ЭТО ЛИШЬ БУМАГА
Главная же проблема, как отмечает директор «Института иностранных языков» (Санкт-Петербург) Михаил Алексеев, в том, что и подлинный диплом российского вуза сегодня нисколько не гарантирует качественного образования. Многие выпускники работают не по специальности, и работодателю важен, скорее, сам факт наличия диплома, чем его профиль и содержимое корочки. «Для меня диплом - это не более чем гарантия того, что соискатель умеет читать и считать, - замечает руководитель петербургской компании. - Поэтому проверять подлинность его диплома я, конечно, не буду. Важен человек, а не диплом». Профессиональной подготовкой все равно реально занимаются сами работодатели.
Более того, иногда работодатель чуть ли не поощряет работников к покупке дипломов: ведь именно к этому приводят кампании в государственных органах за повышение квалификации, когда сотрудников настраивают на то, чтобы они принесли хоть какую-то бумажку о высшем образовании. И тогда смысл выводить сотрудника на чистую воду? А без спроса на подлинные дипломы со стороны работодателя любая государственная система контроля будет не более чем инструментом для любопытных, желающих изучить моральные устои граждан. И нет никаких оснований думать, что при таком массовом спросе и пренебрежении со стороны работодателя ситуация изменится с появлением единой электронной системы. Скорее, поменяются формы коррупции, вырастет цена фальшивки, денежные потоки будут перераспределены.
Сергей Комков говорит, что государство сейчас не слишком активно интересуется сбытом фальшивых дипломов. Уголовные дела по статье 327 УК РФ («Подделка, использование, сбыт поддельных документов») возбуждаются крайне редко, хотя торговля «липовыми» документами ведется почти открыто, не меньше 80% подделок продается просто в метро или на улице. Конечно, единая база совсем не помешает, но без активной борьбы с бизнесом «контрафактных» дипломов серьезного удара по коррупционерам не получится. Просто чиновники смогут отчитаться о еще одной красивой и - когда-нибудь, в перспективе, - полезной системе.
Аркадий Поддубный