Кому в школе учиться трудно?
В завершение цикла статей, посвященных проблемным случаям адаптации детей в школьном коллективе, рассмотрим трудности, связанные не столько с характером и окружением ребенка, сколько с его природными особенностями.
Ранее мы убедились, насколько сложно складываются отношения с классом у школьников с дефицитом доверия к миру, астеничностью, тенденцией ухода в себя, тревожным отношением ко взрослым, неприятием взрослых и повышенной конфликтностью по отношению к сверстникам.
Однако от конфликтного характера следует отличать гиперактивность – неспособность к концентрации внимания, расторможенность, неумение контролировать любые свои импульсы, в том числе и агрессивные. В таких детях все – спонтанно: в запале они могут ударить, а через минуту и не в вспомнят – за что; злых умыслов они, в отличие от «конфликтных», не вынашивают – ссоры у них вспыхивают, как сухая трава, и так же быстро гаснут. Сами плохо чувствующие боль, они и по отношению к другим не слишком аккуратны.
Понятно, что такому ребенку сложно вдвойне: если «конфликтные» нередко прекрасно умеют провести взрослых и, ненавидимые всем классом, являются у преподавателей любимчиками, то гиперактивным достается от всех. Дети не любят за драчливость и непостоянство, учителя – за полную неприспособленность к учебному процессу: гиперактивные ребята непунктуальны, не старательны, всех отвлекают и сами неусидчивы, неспособны к самостоятельному выполнению заданий. Словом, стихийное бедствие для любого класса, и это при том, что гиперактивный ребенок – не злой и не подлый, и ничего плохого не хочет, у него все выходит как-то «само», ведь тормозные механизмы его нервной системы – чрезвычайно слабое место.
Помочь такому ребенку можно, соблюдая режим дня, обучая планировать свои действия, давая возможность сбросить излишки физической активности «в мирное русло», а главное – принимая и любя со всеми его особенностями. То есть гиперактивным деткам, помимо обязательной профессиональной психологической помощи и коррекции, нужен «крепкий тыл» – любящие родители, дающие уверенность, что он любим и вовсе не ужасен.
Большие проблемы для ребенка в школе создает наличие невротических симптомов или даже просто эмоционального напряжения.
Сигналами тревоги служат заикающаяся, запинающаяся, косноязычная речь – либо трудноостановимый поток слов, тики (непроизвольные подергивания век, губ и т.д.), обгрызенные «до мяса» ногти, неровная, подпрыгивающая походка, сосание пальца, энурез (недержание мочи). Как правило, все это проявляется у ребенка только в ситуациях сильного волнения – в то время как в обычной обстановке невротические симптомы проходят.
О наличии страхов говорят специфические рисунки и рассказы, очень высокая и ничем на первый взгляд не мотивированная тревожность – все это выявляется и на уроках, и в ходе проводимых школьными психологами плановых тестирований учеников.
Любой разумный педагог понимает, что с таким ребенком следует обращаться очень аккуратно и бережно. И прежде чем учить, его следует все-таки лечить, поскольку никакой учебный процесс невозможно организовать, когда состояние нервной системы ребенка находится в столь плачевном состоянии. Так что если учителя и школьные психологи рекомендуют лечение – родителям не стоит обижаться (мол, моего ребенка считают ненормальным!). Ребенку в данном случае хотят добра, а вот равнодушие или игнорирование подобных проблем было бы как раз медвежьей услугой.
Огромной и очень распространенной проблемой является инфантильность детей и недоразвитие эмоциональной сферы. Эти дети, как правило, либо слишком рано пошли в школу (шестилетними), либо в срок, однако их психологический возраст существенно отстал от метрического.
Они не готовы и не хотят учиться, познание нового не представляет для них интереса, и игра очень долго остается главным интересом в жизни. Такие детки играют даже на уроках (отнюдь не только в первом классе), причем выбирают игрушки зачастую слишком «малышовые» для их возраста; несмотря на то, что они много играют, практически все игры быстро надоедают. Способности самостоятельно принимать решения и прилагать усилия у такого ученика близки к нулю, речь инфантильна, манеры – тем более.
Нередко таковы уж особенности психики данного ребенка (и тогда он нуждается в психологической коррекции), однако чаще в такой ситуации изрядная вина родителей. Не давая возможности проявить самостоятельность, они получают инфантильного, неприспособленного к жизни ребенка: например, регулярно собирают вместо него портфель, переобувают и переодевают в школьном вестибюле, как детсадовца…
Конечно же, памятуя о том, что школа – это прежде всего институт развития интеллекта, надо понимать, что уровень умственного развития является одним из основополагающих факторов школьной успешности.
Безусловно тревожными признаками являются такие факты, как сильное и постоянное отставание в учебе, невзирая на регулярные занятия, неспособность к овладению сколько-нибудь беглым чтением, катастрофическая неспособность понять хотя бы основы основ математики, слишком ограниченный для своего возраста кругозор и незнание элементарных вещей, знакомых всем его ровесникам. Эти симптомы являются основанием для детального и всестороннего изучения интеллекта и психики ребенка специалистами и, возможно, перевода из массовой школы в специальную (либо как минимум в класс коррекции) – в случае диагностирования задержки психического развития.
Перевод ребенка на обучение по специальной программе в данном случае ни в коем случае не является оскорбительным – напротив, грамотно и в соответствии с возможностями подобранная программа очень часто помогает освоить никак не дающиеся в массовой школе навыки и даже через какое-то время догнать сверстников и вернуться в обычный класс (ведь детская психика и мозг чрезвычайно пластичны). В то же время пребывание такого ребенка в обычном классе, как правило, блокирует подобную возможность развития (за обычной программой такому ребенку все равно не поспеть) и, напротив, лишь закрепляет ярлык неудачника и «тупицы».
Ну и последний фактор, определяющий успех адаптации ребенка к учебному процессу – это его физическое развитие. Сюда относится целый комплекс факторов: наличие заболеваний, физических и органических дефектов, темпы сексуального развития.
Конечно, пагубно на учебе отражаются частые пропуски из-за регулярных простуд, большую нагрузку на ребенка представляет учеба на фоне имеющихся головных болей, наличия заболеваний глаз, ушей, сердца, опорно-двигательного аппарата.
Общеизвестно, как жестоки бывают дети, поэтому безусловно негативно влияет на школьную адаптацию избыточный вес, слишком малый или слишком высокий рост, плохое зрение, слабый слух, явственные физические дефекты, чрезмерно раннее или слишком позднее половое созревание.
При невозможности коррекции таких состояний необходимы хотя бы занятия по психологической адаптации и выработке устойчивости, иначе учеба для ребенка превратится в мучения. И, отправляясь по утрам в школу, он будет думать не о математике или о сочинении, а только лишь о своих проклятых очках с толстенными стеклами, из-за которых все дразнятся. Продуктивность учебы, как вы понимаете, в таком случае невелика.
Итак, как видим, список причин, затрудняющих нормальное пребывание ребенка в школе, впечатляет. Однако и учителям, и родителям, вооруженным такой информацией, гораздо легче сориентироваться в причинах возникновения и путях решения той или иной проблемы ребенка.
В любом случае неравнодушный подход как родителей, так и учителей способен преодолеть даже самые сложные на первый взгляд ситуации – ведь дорогу осилит идущий.
Наталья Проценко