Как учить математике трехлетнего малыша?

Как учить математике трехлетнего малыша?

21.08.2009
Статьи и обзоры Общее развитие детей

«Учиться можно только весело»
Французский романист Анатоль Франс.

Математика играет немаловажную роль в развитии ребенка. Ведь она учит рассуждать, обобщать, анализировать. Изучение математики не должно сводиться к освоению счета и решению примеров на сложение и вычитание. Это может привести к тому, что обучение малыша станет формальным и скучным. А ведь математика – это не только сухие цифры и пересчет. Это также и представления о количестве, пространстве и величине.
Занятия с малышом трех-четырех лет должны проводиться преимущественно в форме игры. Причем, не обязательно дожидаться какого-то определенного возраста ребенка. С первых месяцев жизни вводите математические понятия в жизнь крохи. Например, пересчитывайте вслух игрушки, пальчики. Обязательно приобретите кубики. Это один из самых доступных «математических помощников». Приведу несколько развивающих игр с математическим уклоном.

«Сортировка»
Эта игра подходит для самых маленьких. Она развивает мелкую моторику, учит ребенка выделять основные признаки предметов, тренировать навыки счета, воспитывает усидчивость и внимание.
Заранее приготовьте мелкие предметы: пуговицы, скрепки, игрушки из киндер-сюрпризов. Сложите их вперемешку в одну коробку. Подготовьте несколько спичечных коробков (по количеству видов предметов). Подстелите на пол большой лист бумаги. Усадите ребенка. Объясните малышу, что надо разложить предметы из большой коробки по маленьким спичечным коробкам так, чтобы в каждом из них были только вещи одного вида. После того, как кроха выполнит задание, проверьте правильность распределения предметов. Вслух пересчитайте количество. Напишите на каждом коробке соответствующее число.

«Короткий и длинный»
Эта игра закрепляет в памяти малыша понятия «длинный» и «короткий», развивает воображение и мелкую моторику рук, дает понятие о простейших геометрических фигурах.
Нарежьте полоски разной длины из цветного картона. Разложите все полоски на две кучки: длинные – в одну, а короткие – в другую. Спросите у малыша, чем различаются полоски. После того, как кроха ответит правильно, предложите ему выложить картинки с помощью этих полосок. Играйте вместе с ребенком! Рассказывайте ему коротенькие рассказы по ходу игры.
Например, изобразите с помощью полосок вот такую историю: «Жили-были два друга: Заяц и Медведь. У Зайца был маленький домик, а у Медведя большой. Около домика Зайца был маленький заборчик, а у дома Медведя большой заборище. От домика Зайца выходила короткая тропинка, а от дома Медведя – длинная тропа. Но когда Заяц и Медведь ходили в гости друг к другу, эти тропинки соединялись в одну – очень длинную!»
В первый раз раскладывайте полоски вы, а малыш пусть выбирает по вашей просьбе то длинную, то короткую. Через некоторое время он и сам сможет придумывать истории и составлять картинки.
По этому же принципу можно изучать понятия «узкий» и «широкий».

«Кубик»
Эта игра закрепляет навыки сложения, формирует умение сравнивать числа. Для занятия вам понадобятся обычные игральные кубики (трехлетнему ребенку достаточно двух кубиков).
Вы с малышом по очереди бросаете кубики и сравниваете полученные результаты. Если ребенок еще плохо считает, начните с одного кубика. Не забудьте показать малышу простой способ выполнения игры – пересчет точек на выпавших сторонах.
После того, как ребенок пересчитал точки на своем кубике, а вы объявили свой результат, обязательно делайте вывод: «На твоем кубике выпало два, а на моем – один. Если к двум прибавить один, то получится три». Позже предложите малышу самому подвести итог. Наверное, он и сам захочет пересчитать общее количество.
Для того чтобы основы математики легко запоминались ребенком, закрепляйте их в повседневной жизни. Всегда замечайте успехи крохи, хвалите его за удачное применение знаний. Малыш будет стремиться к еще лучшим результатам!

Татьяна Петлева