Кого мы воспитываем?

Кого мы воспитываем?

18.07.2009
Статьи и обзоры Общее развитие детей

Интервью со специалистом по раннему детскому развитию, практикующим психологом, старшим научным сотрудником Института педагогических инноваций Ириной Александровной Карпенко в последние годы родители уделяют повышенное внимание интеллектуальному развитию маленьких детей: рано учат их читать и считать, с четырех-пяти лет отдают в мини-лицеи и прогимназии, платят порой немалые деньги за обучение крохи иностранному языку. Эмоционально-нравственное же развитие нередко оказывается "в загоне": ни семья, ни детские учреждения им сейчас почти не занимаются. А это серьезно сказывается на формировании личности ребенка. Разобраться в данном вопросе нам поможет специалист по раннему детскому развитию, практикующий психолог, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций Ирина Александровна Карпенко.
- С какими жалобами чаще всего обращаются к Вам родители дошкольников?
- Самые распространенные жалобы - отставание в развитии речи, расторможенность, недостаточный самоконтроль, грубость, драчливость, страхи, повышенное возбуждение или, наоборот, подавленность. Еще родителей беспокоит в дошкольниках сильное стремление к лидерству на фоне страхов, неумения общаться, повышенной застенчивости. Занимаясь с такими детьми, мы, психологи, естественно, пытаемся докопаться до причин поведенческих отклонений. А для этого анализируем семейную ситуацию и то, как ребенка воспитывают.
- И что выясняется?
- Я бы условно поделила родителей на две группы. Одни - люди, старающиеся не выпадать из русла традиционной культуры, другие исповедуют идеалы "новых русских". Родители, принадлежащие ко второй группе, ориентированы на современный европейский или американский образ жизни. У ребенка обычно есть своя комната, его с малолетства приучают спать отдельно. Родители задаривают малыша игрушками, покупают развивающие пособия, но при этом настаивают, чтобы он играл самостоятельно. Часто ребенком даже при неработающей маме занимается няня. То есть малыш чуть ли не с пеленок отделяется от матери. Это не русская, а традиционная европейская модель воспитания: там принято рано отделять ребенка от матери, отводя ему отдельную спальню. Хотя и в традиционной европейской семье дела раньше обстояли по-другому. Современный ребенок достаточно много времени проводит наедине с игрушками и развивающими пособиями. Казалось бы, все отлично. Малыш погружен в развивающую среду. Но дело в том, что без взрослых эта среда не является развивающей! Основу развития ребенка с самого раннего возраста составляет контакт с близким взрослым. А что происходит зачастую в современной семье? Мама, ориентированная на карьеру, спешит передоверить малыша бабушкам, няням, боннам, воспитательницам. За пару лет у него порой может смениться несколько нянь, так что ребенок не успевает ни к кому привыкнуть и привязаться.
- Ну, а что еще происходит на первом году жизни ребенка?
- Мама недостаточно общается с ребенком. Ему надевают памперс, который долго не нужно менять, пеленают и куда-нибудь транспортируют: в парикмахерскую, бассейн, фитнес-центр, супермаркет, где поручают заботам специального персонала: сегодня одной тете, завтра другой, послезавтра третьей... К ребенку относятся скорее как к вещи, сданной на хранение, а не как к человеку. Но ведь сейчас сильно возросло количество родовых травм, минимальных мозговых дисфункций, вызванных стимуляцией родов, увеличилось число детей с задержками развития, детей-инвалидов. И все они, по оценкам специалистов, в десять раз больше нуждаются в телесном контакте с матерью! Эти дети должны быть "ручными", то есть очень много времени проводить на руках у матери. Такова одна из главных рекомендаций коррекционной педагогики.
- Раньше с младенцами много говорили. Наши бабушки знали, что это необходимо, хотя малыш вроде бы ничего еще не понимает.
- Да, с грудными детьми всегда разговаривали. Теперь же мать зачастую ухаживает за младенцем молча. А если ребенок спокойный и подолгу может лежать один, довольная мама будет заниматься домашними делами или собой. Ей и в голову не придет "тревожить ребенка своей болтовней". В результате такие дети к году говорят мало. Иногда они рано начинают ходить и мало ползают, что тоже нехорошо, поскольку является следствием, как говорят психологи, мозаичных, частичных задержек развития.
- В семьях, придерживающихся европейской или американской моделей поведения, дети рано знакомятся с компьютером. Чем это оборачивается для них в будущем?
- В последние годы в Америке очень озабочены уровнем подготовки детей к школе. Этот вопрос даже обсуждался в Конгрессе США. Многие юные американцы приходят в 5-6 лет в школу, практически не умея говорить. Речь у них односложная, они не понимают простейших инструкций. Естественно, способность к обучению у таких детей крайне низка. Массовые исследования показали, что это следствие ранней изоляции детей от родителей, отсутствия эмоциональных контактов, полноценного общения, совместного времяпровождения, совместных занятий, совместных целенаправленных и соответствующих возрасту игр. Так вот, среди важнейших факторов, затормаживающих развитие детей, фигурирует приобщение малышей к компьютеру и телевизору. В США сделаны специальные приставки. Я уже видела такие в Москве. Ручки младенца подсоединяются к датчикам, и его непроизвольные движения вызывают изменения цветовых пятен на экране. Через некоторое время малыш уже начинает присматриваться к экрану, заинтересовывается картинками и развлекает себя сам. Молодые мамы довольны: они могут заниматься своими делами, ребенок им не мешает. Но последствия такого "воспитания" весьма плачевны. У детей, с младенчества пристрастившихся к игровым приставкам, бывают не развиты лобные доли мозга. Таким образом, происходит формирование людей с недостаточным развитием высших психических функций. Такие люди склонны к девиантному поведению, неспособны к глубоким, устойчивым, осмысленным взаимоотношениям с другими людьми. Они не в состоянии просчитать, последствия своих поступков, чаще подвергаются стрессам, попадают в критические ситуации.
- Стоит ли показывать маленьким детям мультфильмы?
- До трех лет, думаю, смысла нет. Лучше пусть смотрят диафильмы. Это полезнее и понятнее, потому что картинка, проецирующаяся на стену, достаточно большая, ее можно как следует разглядеть, нет мелькания кадров. В диафильме обычно порядка пятнадцати кадров, которые легко запоминаются. Это что-то типа иллюстрированной книжки для раннего возраста.
- Что движет матерью, которая спешит передоверить воспитание маленького ребенка няне, а то и компьютеру с телевизором? Наверное, нелюбовь к ребенку?
- Скорее, дело в эгоцентризме, глубокой погруженности в себя, неспособности или неумении любить по-настоящему. У такой мамы эмоции блокированы, она сама как маленький ребенок. И, что всего печальнее, женщина не осознает своей ущербности! Например, она часто не понимает, зачем детям нужно читать сказки. Прямо диву даешься, в каком инкубаторе выросли такие люди, ведь над ними в детстве подобных экспериментов еще не проводили. Но под влиянием пропаганды СМИ многие родители поверили, что с детьми следует обращаться как со взрослыми: не читают им сказок, детских стихов, не играют в пальчиковые игры типа "Сороки-вороны" или в игры с простыми игрушками, считая подобные занятия ненужным, устаревшим, хотя это универсальные этапы детского развития во всех культурах. - Сейчас родители рано ориентируют детей на лидерство. Как вы к этому относитесь?
- Да, уже двух-трехлетним детям нередко внушают: "Ты должен/должна быть лучше всех... У тебя самые лучшие сережки, самое красивое платье... Ты сильнее всех..." А ведь такая ориентация абсолютно ненормальна!
- Почему?
- Хотя бы потому, что есть общепринятое понимание слова "лидер". Это человек, который заслужил право быть первым, добился уважения окружающих. Он профессионал в какой-то одной - подчеркнем это! - сфере. Кроме того, он умеет договариваться, уступать, контролировать ситуацию, распределяя роли и функции, жалеть и тактично поддерживать других, делиться. Но, чтобы развить в ребенке эти черты, не стоит внушать ему, что он самый лучший! Его нужно учить сотрудничать, бесконфликтно играть с детьми, спокойно проигрывать, жалеть людей. Ранняя же ориентация на лидерство, наоборот, закрывает ему пути к этому. Ребенок невротизируется, поскольку постоянно противопоставляет себя другим, начинает завидовать, бояться, что кто-то окажется лучше него.
Есть и другая опасность. Ранняя ориентация на лидерство проявляется в вещизме. Чем может выделиться малыш? Тем, чем он владеет: красивой игрушкой, одеждой и тому подобным. Человеческие же качества лидера остаются для ребенка за кадром. Поэтому дошкольники считают, что лучший - это тот, у кого есть много модных игрушек или кто хорошо дерется.
- Что можно посоветовать родителям, которые хотят, чтобы психологическое, эмоциональное развитие их детей было в норме?
- Во-первых, не ограничиваться одним ребенком. Для нормального эмоционального развития детей в семье должно быть несколько. Во-вторых, нужно чаще общаться с родными и друзьями, приглашать их домой не только по большим праздникам. В-третьих, ребенка нужно чаще брать на руки, больше с ним разговаривать, вспомнить традиционные игры типа "Ладушки", не пользоваться новомодными ходунками. Если ребенок не решается ходить, пусть дольше ползает, это полезно.
- А чем плохи ходунки?
- Период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагносцируются у очень многих детей из-за кесарева сечения, стимуляции родов, тяжелых родов и проч., частично компенсируются именно в период ползания. Да и вообще, ученые обратили внимание на то, что дети, которые много ползают, впоследствии лучше развиваются. Поэтому лучше не использовать ходунки и не держать ребенка в манеже, а если квартирные условия позволяют, выкладывать малыша на пол на одеяло, чтобы он мог перемещаться по дому, осваивая новые среды. Готовя обед, пусть мама постелет одеяло на кухне. Тогда ребенок будет при ней, и она сможет заниматься своими делами. И, конечно, нужно разговаривать с малышом. Когда младенец спит, надо стараться поменьше оставлять его в комнате одного. Ребенок должен чувствовать, что он не один.
- Это для детей до года. А после?
- После года ребенок начинает выходить в мир, осваивать новые социальные роли. Если у ребенка слабо развивается речь, маме стоит задуматься: может, она сама говорит чересчур много, не задает ребенку вопросов, не дает ему высказаться? Или, наоборот, мать разговаривает с малышом только "по делу", предпочитая в остальное время отмалчиваться? Важно, чтобы ребенок начал общаться с другими детьми. Причем необходимо, чтобы это протекало не так, как во многих случаях: мамы курят, сидя на скамеечке, а малыши дерутся в песочнице из-за лопаток. Нет, в раннем возрасте общение детей должно проходить при активном участии взрослых. В последнее время издано много пособий, содержащих описание простейших игр для малышей, с этими пособиями стоит ознакомиться. Почему дети сейчас не играют? Да потому, что маленький ребенок не может играть один, а взрослые перестали в этом плане детьми заниматься. Устраняясь от организации детского общения, родители лишают ребенка возможности вовремя пройти необходимые этапы психологического развития. Говорят: "Раз игра отмирает, значит, она не нужна." Ничуть не бывало! Нужна. Дети, не получившие опыта полноценной сюжетно-ролевой игры, имеют упрощенные представления о социальных отношениях. Из-за отсутствия этого опыта в дальнейшем они не смогут правильно выстраивать отношения с людьми. Психологическое развитие таких детей искажается, причем часто непоправимо.