Послеродовая депрессия
Резкие перепады настроения, грусть, слезливость... Возможно, речь идет о послеродовой депрессии. "Это не заболевание, - говорит психолог семейного центра "Волшебный ребенок" Олеся Лыжина, - это физиологически обусловленное состояние"
На третий день после родов у молодой мамы происходит максимальная выработка гормона пролактина, который отвечает за "приход" молока, и это может вызвать обострение всех эмоциональных реакций. Вызовет или нет - зависит от того, насколько устойчива нервная система женщины. Если не очень, то вероятна послеродовая депрессия.
Психологи считают, что подавленное состояние примерно в течение месяца после родов – это нормально. Некоторые специалисты называют такое состояние не депрессией, а послеродовой адаптацией. Пик переживаний обычно приходится на вторую неделю, когда становится ясно, что жизнь изменилась, и обратного пути нет. Конечно, каждая женщина еще во время беременности это понимает, но одно дело - теория, совсем другое - собственный опыт. Особенно если в кроватке надрывается младенец. Почему одни подвержены постродовой депрессии больше, чем другие? Потому что не все зависит от тела, есть еще и душа. Важно, как мы относимся к происходящему.
Недавно, рассказывает Олеся Лыжина, к ней приходила женщина с типичной послеродовой депрессией. Первые роды у нее закончились кесаревым, и со вторым ребенком она мечтала пройти через естественный процесс родов, испытать его, но не получилось – снова кесарево. Когда младенцу исполнилось две недели, она пришла к психологу и призналась, что плачет вот уже 10 дней - не может остановиться.
"Моя помощь, - говорит Лыжина, - заключалась в основном в переключении ее с мучительных мыслей о "неправильных" родах на простые материнские чувства. Мы говорили с ней о том, что ребенок здоровый, хороший. Что у него розовые пяточки, маленькие пальчики. Это очень простые вещи, но они относятся к области тактильных ощущений и очень важны. А кесарево – уже часть биографии этого ребенка, и это не изменить. Ей хватило одного сеанса, чтобы прийти в норму. Кому-то требуется больше". Лыжина подчеркивает, что важно не запускать состояние угнетенности, чтобы оно не приобрело более тяжелые формы.
Вообще чувство вины является своего рода спусковым крючком для депрессии не только в случае с родами, пошедшими как-то "не так". Скажем, недостаток молока может привести к очень тяжелым переживаниям, которые трудно понять окружающим. Одна молодая, веселая и во всех отношениях успешная женщина после рождения первенца, обнаружив, что молока у нее мало и необходим прикорм, била себя за это по лицу перед зеркалом – такое вот проявление депрессии.
Даже у тех счастливиц, которые "правильно" родили здоровых младенцев и благополучно дали им грудь, может возникнуть ощущение "неправильности". Многие молодые мамы ожидают от себя всплеска материнских чувств, а вместо этого обнаруживают в себе раздражительность и желание поплакать в одиночестве. Отсюда – вина: я плохая мать, я не люблю свое дитя.
Женщина в таком состоянии не всегда может понять, что именно с ней происходит. Поэтому близкие должны быть к ней предельно внимательны. Основные тревожные признаки, которые сигнализируют о начале депрессии, – это отсутствие интереса к ребенку, вплоть до отвращения к нему, погруженность в негативные переживания. Депрессия бывает настолько глубокая, что самостоятельно справиться с ней невозможно. Кроме того, о депрессии говорят нарушения сна и аппетита. Если в семье замечают что-то подобное, то желательно обратиться к психологу. Иногда специалисту достаточно просто объяснить, что такое состояние, в целом нормальное, вызвано изменениями в организме. На многих одно это действует уже ободряюще. Они понимают, что не одиноки. Что могут позволить себе переживания и не винить себя ни в чем. Такое же отношение должно быть и у окружающих.
Очень важно, чтобы и мужчина - отец - знал о том, что после родов у женщины могут возникать психологические проблемы, и не пугался этого. И если молодая мама рыдает из-за плохо положенного плинтуса или из-за другой ерунды, нужно пожалеть ее, погладить по голове, как маленькую, искренне посочувствовать. Но ни в коем случае не раздражаться и не пытаться "вразумить". Это совершенно бесполезно.
И еще - молодой маме необходимо отдыхать. Спать, когда спит ребенок. Не надрываться, пытаясь навести идеальный порядок в доме. Все это – генеральная уборка, выяснения отношений, работа – может подождать. Сейчас для женщины самое главное - наладить новый ритм жизни. И лучше полностью посвятить себя этому, не пытаясь угодить всем. По крайней мере, в первый месяц.
Комментарий нашего Ека-редактора недели ксю:
Вспоминая себя в этот период жизни, хочется, конечно же, сказать, что я справилась, но…всё это будет неправдой. Как бы я не радовалась, как бы не была счастлива от рождения малышки - всё равно посещали меня тёмные мысли. Пока лежали с дочкой в роддоме, всё было более-менее нормально, единственно, чего мне больше всего на свете хотелось: поскорее поделиться своим счастьем с родными и близкими… Но как только вернулась из роддома домой – всё изменилось, сразу с порога у меня покатились слёзы, никого видеть не хочу, никого слышать не хочу, хочу чтоб просто все ушли и оставили меня одну... Какая-то грусть появилась, подавленность невероятная, даже есть не могла... Ревновала каждого, кто к дочке подходил (не считая мужа)… Казалось, что папа мало внимания на дочку обращает – очень бесило это…. Не нравилось, что свекровь забирает стирать пелёнки-распашонки – от МОЕЙ дочки – как она может? Я же сама хочу, а она лишает меня этой возможности! Это сейчас мне смешно, а тогда это казалось таким ужасным. Длилось месяца три, потом стало полегче, точнее эти приступы стали реже, но всё-таки проявлялись периодически…
Исходя из собственного опыта могу сказать: послеродовая депрессия – это отнюдь не миф. Она имеет место быть, и вряд ли кому-то удастся её избежать. Но нельзя замыкаться в себе в такие периоды – даже если ничего не хочется – надо найти в себе силы делать что-то, иначе будет только хуже… Очень важно, чтоб в этот период Вас понимали и поддерживали родные и близкие люди… Мне например очень помогло то, что ко мне через месяц приехала сестра (младшая, с которой я особо-то и не общаюсь из-за разногласий в жизненных ценностях). С друзьями повезло (которых, опять же я знала «до этой жизни»: до беременности) – и они прям так сюсюкали с доченькой, до сих пор помню: подарили резинового поросёнка и куклу, но мне было ТАК ПРИЯТНО, что нас не забыли, что про нас вспомнили, что всё это не зря, и что я - большая молодец! В-общем, определённый заряд энергии от этого я получила. А потом… месяцев с пяти я стала ездить с дочкой по всяким выставкам-паркам… Дома мы вообще практически не появлялись. В шесть месяцев я её уже на поезде в Челябинск свозила – считаю, что новые ощущения и смена обстановки также важны для мамы. Не всегда это получается, некоторые детки болезненно реагируют на такие перемены. Мне очень повезло, что Влада у меня заядлая «лягушка-путешественница» и не ограничивала меня в этом никогда.
Хочу пожелать всем-всем, кто сейчас находится в состоянии послеродовой депрессии: Вы не одна такая… Нас много… Главное не сдаться – всё ещё будет хорошо! Главное, найти опору и поддержку в лице близких вам людей, и понять, что скоро всё наладится. Удачи вам и терпения!
Татьяна Карская