К чему приведет возможность выбирать пол ребенка?
Достижения медицины вечно сопровождаются разговорами о всевозможных этических опасностях, которыми они чреваты. Скажем, пересадка органов. Все знают, какие возможны злоупотребления. Клонирование в чем-то еще и похлеще: чего доброго, люди начнут выращивать себе двойников как набор запчастей для организма. Манипуляции с генами человеческого зародыша, пусть даже ради предупреждения наследственных болезней, тоже опасны. Сам собой возникнет вопрос улучшения наследственности: те, кому это по средствам, будут плодить гениев, остальные превратятся в людей второго сорта.
Хотя, может, пронесет, и не возникнет нового генного расизма: большинству родителей нравится, когда дети на них похожи, а кто его знает, чего ждать от гения. Массового спроса на врожденную гениальность, скорее всего, не будет.
Но вот уж чего не скажешь о возможности задать пол будущего ребенка. Управлять этим в принципе можно уже сейчас, но при искусственном оплодотворении: есть установка, которая позволяет сортировать сперматозоиды на будущих мальчиков и будущих девочек. Зачем? Чтобы при искусственном зачатии избегать некоторых наследственных болезней, сцепленных с полом. Но это до поры до времени. Нет ничего особенно невероятного в появлении в будущем способа задать пол ребенка и при более традиционной форме зачатия. В последние годы, например, много говорят о том, что некоторые органические вещества, использующиеся в промышленности и быту, в определенной степени влияют на пол детей. Механизм пока непонятен, работу X- и Y-хромосом никто не отменял. Но если в нем удастся разобраться, до чудо-таблетки, определяющей пол будущего ребенка, останется маленький шаг.
Кто ее станет принимать? Горожане развитых стран едва ли. Зато возможность выбрать пол ребенка — конечно, если будет недорогая — наверняка заинтересует самые что ни на есть широкие массы. Явно предпочитают иметь сыновей граждане большей части стран Южной и Восточной Азии и сельские жители по всему миру. Сейчас, когда пол ребенка можно узнать в первые же недели его развития, аборты уже создают половые диспропорции. В некоторых районах Индии мужчинам буквально не хватает невест. А предусмотрительное китайское правительство уже запретило врачам, делающим УЗИ, сообщать родителям, кто же у них будет.
«Таблетка пола» резко усилит гендерный дисбаланс. Мужчины начнут конкурировать за право обладать женщинами. Еще Гомер рассказывал, к чему это ведет. Может, нам повезет, обойдется без войн и семья станет доступна не самому сильному, а, скажем, самому богатому. Но даже и в этом случае остальным придется мигрировать в поисках районов, где невест побольше. Только мужчины из тех мест едва ли станут смотреть на это спокойно. Государства попытаются вмешаться: производство и торговля таблетками запрещены, народ бунтует, по черному рынку гуляют небезопасные для здоровья подделки… Все-таки многие проблемы, особенно этические, стоит решать по мере их возникновения.