Сегодня старшеклассник - завтра студент

Сегодня старшеклассник - завтра студент

09.02.2009
Статьи и обзоры Студенческая жизнь

Проблема выбора профессии стара как мир, и для каждого человека важно в этом вопросе найти для себя правильный ответ. Работа играет важную роль в жизни каждого из нас и оказывает большое влияние на наше состояние и самочувствие. Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту психических и физических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. И в сегодняшнем мире свой первый самый важный выбор, касающийся будущей профессии, человек делает в старшей школе.
В старших классах для юношей и девушек характерно повышенное внимание к своему внутреннему миру. Они предпринимают первые попытки разобраться в себе, в своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям. Юноши и девушки становятся застенчивыми, часто чувствуют себя одинокими. И на этот и без того трудный возраст приходится период профессионального самоопределения. Иными словами проблема личностного и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей неприкрытой сложности.
В момент перехода учащихся из средней в старшую школу педагоги пытаются помочь своим ученикам определиться в будущей профессии, обращаясь к психологическим знаниям. Но эти благие намерения во многих школах имеют однобокий и некорректный характер. Дело в том, что большое распространение большое получило использование профориентационных тестов и во многих школах это считается достаточным в работе по психологическому сопровождению выбора профессии. А это только начало!
Использование только тестов при выборе профессии напоминает ситуацию, когда человек, решивший заняться своим оздоровлением, будет только, например, принимать витамины. Но все мы знаем, что этого для того, чтобы быть здоровым, не достаточно. Необходим целый комплекс мероприятий. Необходимы правильный режим дня, прогулки, занятия физкультурой, здоровое питание, здоровый образ жизни и т. д. Только при соблюдении всех этих мер, можно говорить о получении результата.
Так почему же недостаточно просто тестирования? Ведь тесты дают информацию о профессиональных предпочтениях.
Отвечая на эти вопросы, можно выделить четыре пункта.
Во-первых, результаты теста носят констатирующий и рекомендательный характер. Но в течение времени сам школьник меняется, меняется его жизненная ситуация, да и у человека не может быть готовой профессиональной профпригодности до тех пор, пока он практически не включился либо в профессиональную подготовку, либо в профессионально-трудовую деятельность.
Во-вторых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около пятисот новых профессий. Вместе с тем, многие профессии претерпевают большие изменения. И результаты тестирования двух-трех летней данности не учитывают этих перемен.
В-третьих, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.
И, в-четвертых, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание и необходимость изменить профессию или квалификацию.
Так что же тогда представляет собой полноценное сопровождение выбора профессии у старшеклассников? На что следует обращать внимание родителям, которые хотят помочь своим детям выбрать профессию? Каким бы гениальным не был человек, в какой бы сфере деятельности он не находился, его успешность в профессии, его собственная удовлетворенность своей работой всегда напрямую связаны с его умением адаптироваться к социальным условиям. Поэтому психологическое сопровождение выбора профессии в старших классах – это, прежде всего, развитие у учащихся таких личностных качеств, которые позволят им во взрослой жизни легко и свободно адаптироваться в социальной среде, что будет у них вызывать чувство роста собственных достижений.
Такая работа со старшеклассниками в полном объеме поставлена в Ломоносовской школе пансион. И начинается она с того, что школьники получают от педагогов ИНФОРМАЦИЮ по всем волнующим их вопросам, в том числе и информацию о профессиях. Для этого в школу приезжают представители различных ВУЗов, они рассказывают о специальностях, которые получают их выпускники. Преподаватели ВУЗов совместно с Ломоносовской школой пансион проводят подготовку к вступительным экзаменам.
Следующая задача, которая решается в Ломоносовской школе пансион – это воспитание у школьников СВОБОДЫ – ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых с детьми, а также через правила в школе, которые выработаны и приняты взрослыми и детьми совместно. Учителя строят свои взаимоотношения со старшеклассниками таким образом, чтобы развивать у них ответственность, т. е. учат своих учеников уметь в жизни делать свободный выбор и брать на себя ответственность за его последствия.
В Ломоносовской школе-пансион с учениками старших классов ведется серьезная психологическая работа, направленная на ПРИНЯТИЕ СЕБЯ, которое включает в себя принятие старшеклассником своего физического «Я», своего характера, индивидуальных особенностей, своих эмоций. Иными словами, работа направлена на принятие человеком своей индивидуальности, на формирование у него безусловного положительного отношения к себе, ведь без этого не может быть чувства уверенности в себе и положительного отношения к другим.
В настоящие время все профессии тем или иным образом связаны с общением между людьми. И на первый план в профессиональной деятельности выходят навыки ОБЩЕНИЯ. В Ломоносовской школе-пансион для старшеклассников проводятся тренинги, семинары и дискуссии на которых ребята учатся высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, учатся слышать и слушать других. На специальных занятиях проводится психологическая подготовка к сдаче экзаменов.
В Ломоносовской школе-пансион дети получают индивидуальное, функциональное и эффективное образование. Это достигается введением профильного обучения посредством создание малых групп и через индивидуальные учебные планы для конкретного ученика. В профильных классах работают только специалисты, прошедшие специальные курсы повышения квалификации. Базовые предметы сокращаются и упрощаются, профильные даются на повышенном уровне сложности и в большем объеме.
В Ломоносовской школе-пансион каждый старшеклассник может выбрать ту область знаний, которая необходима для его будущей профессии. Ведь здесь профильное обучение представлено в полном объеме: гуманитарное, физико-математическое, технологическое, естественно-математическое и пр. Каждый старшеклассник, заканчивая Ломоносовскую школу-пансион, имеет прочный фундамент знаний и личностных качеств, чтобы не только поступить в выбранный ВУЗ, но и успешно продолжать в нем учиться.