Красиво говорить - ясно мыслить - отлично учиться

Красиво говорить - ясно мыслить - отлично учиться

19.01.2009
Статьи и обзоры Общее развитие детей

Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше и контролировать развитие речи необходимо во время всего процесса обучение ребенка в школе.
В Ломоносовской школе пансион психолого-логопедическое сопровождение обеспечено каждому ребенку, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшими классами.
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния. Ребенок, у которого наблюдаются проблемы с речью, часто бывает неуверен в себе, закоплексован, не хочет заниматься, ему трудно найти друзей.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой к неуспеваемости в учебе и как крайний вариант к отставанию в развитии. Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом и могут сохраниться на всю жизнь. Устранить дефект может только квалифицированная помощь.
В Ломоносовской школе пансион психолого-логопедическая служба работает как с маленькими детьми, так, при необходимости, со старшеклассниками.
Бывает, что с началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таким “умненьким”, в первую очередь и нужна помощь логопеда.
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, а письма – дисграфией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем проходит, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом.
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые люди с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Так кто же способен помочь ребенку научиться читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, здесь нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.
В Ломоносовской школе пансион занятия с логопедом проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки, и какой букве при письме этот звук соответствует.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. В Ломоносовской школе пансион специалисты помогают всем. Ребята, которые вовремя не получили помощь логопеда улучшают свою речь и устраняют дефекты звукопроизношения уже в более старших классах.
Логопедические проблемы часто бывают связаны с психологическими проблемами. Многим известны такие трудности у детей, как: пропуски букв, неразвитость орфографической зоркости, трудности при решении математических задач и затруднения при пересказывании текста. Эти явления связаны не только с областью речевого развития ребенка, но имеют отношение к мышлению, памяти и вниманию, поэтому для их устранения необходим системный подход.
В Ломоносовской школе пансион психологи и логопеды совместными усилиями помогают ребенку справиться с трудностями в обучении, повысить свою успеваемость, научиться грамотно и красиво говорить, чувствовать себя гармоничным человеком, который уверенно идет к своей цели.