Чему можно научить малыша, просто играя с ним в машинки? Новое и интересное
Профессиональные навыки педагога-дошкольника и большой опыт работы в детском саду мне очень пригодились, когда пришло время изобретать новые «интересности» для изучения «Основных математических понятий». Дело в том, что с малышами 2-3 лет математику саму по себе в детском саду не изучают, даже программы такой нет, а есть только «формирование основных математических представлений». Именно это я и постаралась осуществить, с помощью машинок, разумеется!
Как мы основные математические понятия осваивали
Считать сын вообще начал рано. И, конечно, первыми объектами для счета были машинки. Набор строительных машинок, скрепленных между собой магнитами, принес папа, и малыш довольно долго пытался понять, как же машинки цепляются друг к другу?
Получилось так, что мы сразу начали с присчитывания: одна машинка, одна и еще одна – всего две машинки, две машинки и еще одна – всего три машинки. Так как машинок было пять, то и счет у нас пошел сразу в пределах пяти. Когда машинки отцеплялись, я говорила: «Ой, было всего пять, а одна отцепилась – стало всего (…). А сколько же стало? Давай пересчитаем!» И мы снова пересчитывали оставшиеся автомобильчики.
Памятуя о том, что числительные нужно обязательно согласовывать в роде, я предлагала проверить, сколько же у нас всего грузовиков, мотоциклов, самолетов, катеров. С удовольствием сын выполнял упражнения типа «Давай посчитаем, а сколько всего у тебя красных машин? Пластмассовых? Железных? Пожарных? Строительных? Гоночных?»
Упражнения на количественные соотнесения тоже пришлось через «автопарк» проводить, под девизом «Даешь каждому автомобилю по пассажиру!» Мы рассаживали человечков из киндер-сюрпризов, солдатиков разных цветов, зверюшек и даже геометрические фигуры! На деталях магнитной мозаики я маркером нарисовала рожицы, и пассажирами авто становились и синий треугольник, и красный квадрат, и зеленый круг. Одновременно и цвета закреплялись, и фигуры.
Мы азартно выясняли,чего больше (меньше) – машинок или кубиков, синих солдатиков в грузовике или желтых прямоугольников (бутербродов) в крытом кузове ГАЗельки? Выяснить оказалось очень просто: выдали каждому солдату по «бутерброду», да еще и лишние остались – про запас. «Солдатиков меньше, чем бутербродов на два, а бутербродов больше, чем солдатиков тоже на два. Давай лишние уберем – теперь поровну, сколько солдатиков, столько и бутербродов».
С величинами и их сравнениями дело вообще обстояло просто – контрастных размеров транспорта было предостаточно! Упражнение на соотнесение величин по пяти размерам состояло из рассаживания пяти пассажиров в такое же количество машин по принципу: «Самый высокий – заяц, ему и машинку самую высокую надо, а самый низкий – мышонок, он вполне поместится в самой низкой». Оставшихся разместить было просто – как в «Трех медведях».
Для введения понятий длинный-короткий я тоже сказку использовала, тут очень «Красная шапочка» подошла. Из толстого картона я сделала основу леса, причем ребенок сам губкой раскрасил её в зеленый цвет, а когда краска высохла, помог мне наклеить в один из углов картонного прямоугольника две полоски коричневой бумаги – короткую и длинную. Полоски расходились в виде буквы V, по двум сторонам. Установив «домики» и «деревья» я рассказала-показала сказку, акцентируя внимание на длине дорожек, длине волос Красной Шапочки и шерсти волка, одинаковой длине ленты для волос и шнурка для ботинок.
Мне необходимо было сразу закрепить понятия вне конкретных предметов и научить малыша сравнивать длины между собой. Досмотрев «спектакль», сынуля начал «закреплять пройденное»: по дорожкам в лесу поехали машины, подвозя волка, бабушку, лесорубов и саму Красную Шапочку. На следующий день в роли Красной Шапочки выступила гоночная машинка красного цвета, трактор стал Бабушкой, а мотоцикл – Волком, только длина дорожек сохранилась.
Понятия широкий-узкий я вводила через «ширину шоссе» и двери «гаражей». По широкому шоссе машины могут и в четыре ряда ехать, а по узкой дороге – только одна еле-еле проехать может! Широкая дверь гаража – для автобуса, узкая дверь – для мотоцикла. Для двух одинаковых автобусов – две двери одинаковой ширины.
Ориентироваться в пространстве тоже на транспортной основе научились. На длинном журнальном столе я расстелила листы ватмана, мы вместе расставили кубики-дома и машинки из набора «Деревянный конструктор» и получился настоящий город – с вокзалом, мостами, заправкой. На поезде можно было уехать в лес, каждый «квартал» имел свой цвет – синий, красный, желтый и зеленый, и «спать» машинки уезжали в гараж соответствующего цвета. Потом сын еще раскрасил мостовые и тротуары.
Играли мы так: я ставила машинку и говорила: «А у светофора машинки остановились, и перед синей машинкой стоит красный грузовик, сзади – пожарная машина». Или просто во время игры предлагала малышу поставить человечка (другую машинку) за, перед, слева, справа от… домика, гаража, леса. Конечно, ориентиры «от себя» тоже присутствовали – на прогулках без транспорта тоже не обходилось, и левая/правая рука, державшая веревочку от грузовика, выучились как-то сами по себе.
Прочитав весной перечень того, что может ребенок 2-3 лет «к концу учебного года», я с удовлетворением отметила: может все, причем кое-что еще и из «Программного материала для средней (3-4 года) группы»!
Алена Прохорова