Синдром внезапной детской смерти: чего не хватает младенцу?
Согласно только что опубликованным результатам исследований медицинского центра Kaiser Permanente в Калифорнии, риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС) снижается на 72%, если спящего ребенка обдувать вентилятором. Необходимое условие: ребенок должен спать на спине.
Исследование, проводившееся с 1997 года, охватило 497 детей в штате Калифорния. В числе изученных было 185 смертельных случаев. По мнению ученых, снижение смертности от СВДС при вентиляции спящего ребенка связано с тем, что двуокись углерода, выдыхаемая младенцем, не вдыхается им снова, а распространяется по помещению.
Несмотря на общее снижение числа смертей в США от СВДС (на 56% в период 1992—2003 годов), цифра все еще остается высокой — 2500 в год. По другим развитым странам статистика колеблется между 0,43 на 1000 рожденных детей (Россия) и 1,5 (Новая Зеландия). Впрочем, российские данные — только по Санкт-Петербургу, к тому же, в отличие от других стран, нет данных о частоте вскрытий post mortem, так что назвать эти данные репрезентативными невозможно.
Факторы, перечисленные в «Википедии», ни в коем случае не следует считать исчерпывающими. Так, например, авторы сайта в своей обширной статье доказывают, что одним из факторов — а возможно, и решающим — является… детский матрасик! Дело в том, что еще в 1950 году в США ввели закон, требующий пожаростойкости матрацев. Предприятиям пришлось при изготовлении дешевых синтетических матрацев применять специальные добавки — и они-то, согласно сайту, испускают вредные газы. Именно в тот период и именно в семьях с низким доходом кривая смертности от СВДС пошла вверх — до Второй мировой войны случаи «беспричинной» смерти детей были чрезвычайно редки.
Статья доктора Джеймса Маккенны на специальном форуме, посвященном проблемам СВДС, предлагает другое решение: спать вместе с ребенком. Раздельное спанье, ставшее модным лишь 100 лет назад с изобретением детских кроваток, ничего хорошего в себе не несет, утверждает Маккенна.
Таким образом, с оговоркой о необходимости соблюдения мер безопасности для ребенка, автор считает совместный сон решительно полезным для ребенка, особенно в грудничковом возрасте.
Джеймс Маккенна и двое его коллег в настоящее время проводят эксперименты в «лаборатории сна» при поддержке Национального института развития ребенка, которые уже дали позитивные общие результаты, однако исследование влияния совместного сна на снижение СВДС еще впереди.
Российский психолог А.В. Корнилова также считает, что распространенность СВДС объясняется раздельным сном родителей и детей. При этом нарушается важная для младенца телесная связь с матерью, что ослабляет его защитные реакции. «Мировая статистика сообщает, — пишет Корнилова, — что 92% всех случаев СВДС приходится на детей, спящих отдельно от родителей». Это действительно соответствует малой распространенности СВДС в странах третьего мира — там родители спят с детьми гораздо чаще, чем на Западе.
А.В. Корнилова продолжает: «Количество случаев СВДС у детей, находящихся на искусственном вскармливании, — выше на 31%, чем у младенцев на грудном вскармливании. И эта закономерность вполне объяснима, т.к. успешное кормление, как правило, идет рука об руку с совместным сном. Когда матери и младенцы спят вместе, их сердечные нормы и циклы сна становятся синхронными. <…> У малышей, спящих с мамой, ниже уровень тревожности, ровнее и спокойнее дыхание и сердечные ритмы, у них лучше работает терморегуляция, и в целом они более спокойны и уравновешенны».
Автор приводит результаты исследований Уильяма и Марты Серз (американские авторы популярных книг о детском здоровье, родители восьмерых детей, педиатры с 20-летним стажем), которые свою трехмесячную дочь Лорен «обвешали датчиками и уложили спать в свою кроватку. На кормление (грудь) брали, успокаивали и опять укладывали в кровать. Было зафиксировано 53 ситуации сбоев дыхания и сердечного ритма за шесть часов вне периода контакта с матерью (и более 150 эпизодов падения уровня кислорода в крови). Потенциально у ослабленного ребенка они могли бы быть опасными либо просто усугубленными. Следующий ночной сон был с мамой в кровати. НОЛЬ сбоев. Списали на погрешность оборудования. Следующая ночь — пополам. Три часа в кровати, потом отец переложил дочь к матери. Пока ребенок спал в метре от мамы, регистрация сбоев была четкой (28 зарегистрированных аномалий). Через 15 минут нахождения в материнской постели — НОЛЬ. Идеальный сердечный ритм, идеальное дыхание».
«Все международные исследования подтверждают, что безопасный совместный сон и грудное вскармливание — лучшая профилактика СВДС», — с подозрительной безапелляционностью заключает Корнилова А.В.
А как насчет риска случайно задавить младенца в совместной с родителями постели (в русском языке даже бытует выражение «заспать ребенка»)? «И хотя реальной опасности нет никакой, — пишет Корнилова, — за исключением случаев, когда мама находится в алкогольном или наркотическом опьянении, эти страхи периодически подпитываются то там, то сям промелькнувшим в прессе или услышанным в разговоре очередным случаем задавливания младенца. На ежегодном форуме Комиссии по безопасности потребительского товара производители детских кроваток сообщают о ежегодной гибели 60 младенцев в родительской постели».
Во-первых, и в случае матери-алкоголички ребенка все равно жалко. Но мне кажется, что опасность случайного удушения ребенка во сне или повышения риска СВДС существует не только в этом случае, особенно при укутывании перинами, укладывании на мягкие подушки, тесной родительской кровати, пыльном матраце с буграми и ямами и т.п. Кроме того, зная российские реалии, я бы не стал исключать возможности искажения статистики (60 «заспанных» младенцев) не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения реальных цифр.
Трагедия внезапной детской смерти от синдрома СВДС лежит в основе известного романа Чака Паланика «Колыбельная».
Сергей Макаров