УШИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ: СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ КАК НОВАЯ НАДЕЖДА

УШИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ: СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ КАК НОВАЯ НАДЕЖДА

28.09.2024
Статьи и обзоры Здоровье ребенка

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих который был учрежден в 1958 году Всемирной федерацией глухих.

Всемирная Федерация Глухих (ВФГ) — организация, работающая над обеспечением равных прав для людей с проблемами слуха по всему миру — одна из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями в мире! Федерация была создана в Риме 23 сентября 1951 года. И ее работа началась с признания факта, что глухие люди во всем мире сталкиваются с препятствиями на пути к равным правам человека и участию в политической и социальной жизни.

Каждую последнюю неделю сентября во всем мире национальные сообщества глухих обсуждают вопросы инклюзивного образования, поддержки жестовых языков, развития ассистивных технологий для людей с проблемами слуха и вопросы безопасности неслышащих детей и взрослых (как в бытовых ситуациях, так и в условиях природных катастроф и военных действий).

Родители глухих детей нередко обращаются в благотворительные фонды за помощью в покупке слуховых аппаратов. Бесплатно выдаваемые по ОМС аппараты как правило недостаточно чувствительные для того, чтобы глухой ребенок успешно учился в обычной школе, спокойно и безопасно передвигался по улице, самостоятельно пользовался общественным транспортом.

Для человека с обычным, беспроблемным слухом, многие функции современных слуховых аппаратов неочевидны. Мы-то можем одновременно слышать шум приближающейся машины, разговаривать по телефону и замечать голоса людей вокруг — и вся эта полифония воспринимается органично. Поэтому даже слышащие родители глухих детей не всегда могут представить как звучит мир для их ребенка. Иногда стоит хотя бы полдня побыть в общественных местах в берушах или шумопоглощающих наушниках, чтобы немного понять — с какими сложностями (и даже опасностями) сталкивается человек со сниженным или отсутствующим слухом.

Почему же мощные современные слуховые аппараты так сильно меняют жизнь глухих детей?

Причина №1: можно учиться в обычной школе и вузе

Чаще всего с устаревшими слуховыми аппаратами дети жалуются на то, что:

  • плохо слышно учителя (особенно, если в классе кто-то еще разговаривает);
  • на переменах из-за разнонаправленного шума невозможно разговаривать со всеми сразу (и часто из-за этого трудно дружить с одноклассниками);
  • тяжело смотреть учебные видео без наушников и с экрана, если есть фоновый шум.

С точными индивидуальными настройками аппарата ребенок может получать усиление звука только на тех частотах, где слух снижен. Поэтому у слуховых аппаратов последних поколений — максимальное количество частотных каналов.

Плюс современные аппараты очень качественно разделяют звуки на направленную речь и фоновый шум. А технологии шумоподавления снижают шум настолько, что сфокусироваться на речи учителя школьнику со слуховым аппаратом иногда проще, чем его слышащим одноклассникам.

Автоматическое настраивание громкости при переходе из одного звукового окружения в другое — тоже очень важная функция. Так, например, переход из тихого класса на шумную перемену происходит без ручной настройки аппарата, что особенно важно для маленьких учеников, только привыкающих к школе.

А использование технологий дает возможность использовать любые варианты обучения. Например, если слуховой аппарат не просто принимает сигналы от различных источников (мобильного, ноутбука, планшета, телевизора или демонстрационного экрана), но и передает звук, отфильтровывая весь окружающий шум.

У фонда «АиФ. Доброе сердце» много историй подопечных, которые с новыми слуховыми аппаратами не просто заканчивали школу (обычную, не специализированную!), но и продолжали учебу тем, где хотели. Например, Рита Денежкина отпраздновала свой очередной день рождения, сделав себе необычный подарок: она поступила сразу в два колледжа на бюджетные места. «Было всего 25 бюджетных мест и 250 заявок от школьников! Несмотря на большой конкурс, моя девочка поступила! — говорит мама Риты Евгения. — Вспоминаю, как Рита в 8 классе задалась целью окончить школу на «отлично», чтобы учиться дальше бесплатно. За годы учебы, конечно, были и слезы, и переживания из-за того что не давался какой-то предмет или тема. Но она все преодолела и победила».

И кстати, победила дважды! Рита прошла по конкурсу сразу в два колледжа. Остановилась на Алтайском промышленно-экономическом колледже, факультет – информационные системы программирования. Теперь Рита учится наравне с хорошо слышащими однокурсниками.

Причина №2: заниматься спортом? Легко!

Если аппарат свистит и шумит при активном движении, если существенно ухудшается передача звука при влажной погоде или намокании — ребенок не сможет заниматься спортом и активно двигаться.

У старых моделей (или изношенных) слуховых аппаратов неприятный свист появляется каждый раз, когда между вкладышем и слуховым проходом появляется щель (даже небольшая). Этот свист (обратная связь слухового аппарата на движение или просто изменение позы тела) иногда доводит до того, что неслышащему ученику приходится уходить с урока, чтобы не мешать остальным. В современных слуховых аппаратах есть функция подавления обратной связи. И вот с ней можно не только спокойно двигаться, носить очки, но и надевать шлем, активно вертеть головой и заниматься самыми разными видами спорта, включая танцы.

Плюч некоторые последние модели слуховых аппаратов имеют водонепроницаемый корпус. А это значит, что можно ходить с классом в бассейн, ездить летом на море или просто бегать под дождем — больше ничего не опасаясь.

Причина №3: самостоятельность станет безопасной

«Я до сих пор встречаю сына из школы, потому что переход дороги у нас сложный. А вдруг он не услышит машину или автобус?»

«Боюсь отпускать дочку одну играть даже во двор. Не все знают, что она не слышит. Если на детской площадке кто-то будет лететь с горки или сильно раскачает качели — она не заметит предупреждающих криков или не поймет с какой стороны звук».

Самостоятельность — это важно. И каждая семья с глухим ребенком, обращающаяся в фонд «АиФ. Доброе сердце» за помощью, хочет, чтобы их дети могли жить и учиться там, где сами выберут. Семья Кузнецовых — не исключение, ведь у них целых две девочки со слуховыми аппаратами.

«Виолетта любит танцевать (слуховые аппараты, купленные благотворительным фондом несколько лет назад, помогают ловить ритм, доносят звуки, речь, шум) и ведет свой блог, где выкладывает незатейливые детские ролики. Алиса обожает бадминтон и наравне с мамой азартно замешивает тесто на пельмени — любимое семейное блюдо.

— Сейчас все намного проще — есть интернет, мобильные. А когда Оля (мама девочек) училась, то мама отправляла ее автобусом в другой город на учебу и переживала: как доехала, все ли в порядке?

Несмотря на то, что родители девочек — тоже неслышащие, внутри семьи принято общаться без жестового языка: разговаривают, чтобы развивать речь девочек. Первые слуховые аппараты малышкам выдали еще бесплатные, старой модели, часто свистящие. Оттого Виолетту никто понять не мог, а Алиса и вовсе молчала. Учить правильному произношению без правильного слуха — почти невозможно: ведь как слышим, так и говорим. В их случае — никак и не получалось.

Но все начало меняться, когда удалось купить хорошие, мощные, новые аппараты (те самые, которые сейчас уже выходят из строя и требуют замены). С ними девочки пошли в школу, а родители в Ставрополе нашли логопеда, который согласился развивать речь: «Такой случай в моей практике — единственный, но давайте попробуем». Так у Алисы с Виолеттой появилась большая, а главное, теперь вполне достижимая цель. И они пробуют, учатся говорить, радуются успехам и верят, что мы услышим и поможем.