Как облегчить домашние задания и школьникам, и их мамам

Как облегчить домашние задания и школьникам, и их мамам

03.04.2024
Новости Воспитание детей

Домашние задания могут вызывать стресс не только у школьников, но и их родителей. Существуют ли какие-то проверенные рецепты и для детей, и для взрослых, способные облегчить и ускорить выполнение уроков? Мы спросили у троих мам и эксперта платформы Учи.ру.

— Бэрримор, а что это за вой на болотах?

— Это матери делают уроки со своими детьми!

Такой анекдот способен рассмешить только тех, у кого нет детей школьного возраста.

Мама-«авиадиспетчер»

Ирина Седова, Домохозяйка:

Лично я училась хорошо и в помощи родителей не нуждалась. Никакой особенной мотивации у меня не было, просто школа давалась мне легко. Зато теперь я погружаюсь в домашку своих детей с тяжелым сердцем.

У меня трое. Самым сложным было принять тот факт, что они – это не я и вполне могут не оказаться понятливыми отличниками. С первой дочерью я сидела над прописями, отгоняя двух других малышей. Как все старшие дети в многодетных семьях, она быстро стала самостоятельной и я перестала контролировать ее учебу вообще. Со второй дочерью я сидела над прописями, ставя в пример первую дочь. Она, конечно, решила отличаться от сестры и от прилежной учебы отказалась. Третий у нас мальчик, и он вообще устроен не как девочки. Моя надежда расслабиться на третьем круге рассеялась, как только я увидела разницу между уроками, сделанными в моем присутствии и без меня. Да, умом я понимаю, что это просто невнимательность, но все равно ругаюсь. Я знаю, что сама выбрала образ жизни, при котором у меня есть время на домашние работы детей, но все равно жалею о потерянных за учебниками вечерах. Я не хочу делить эту ответственность с мужем, потому что если что – сердиться я буду и на него. Лучше уж попросить одну сестру продиктовать брату словарные слова, а другую – составить английские предложения. Но они не всегда согласны.

Порой мне приходится наступать на горло своим завышенным ожиданиям и амбициям. Недавно нужно было озаглавить текст про то, как мальчик спас птичку. Я предлагаю: «История о том, как Костя синичку спас», «Костин подвиг», «Спасение синички». А сын озаглавливает текст «Синичка» и слышать не хочет мои варианты. Что ж, креативу пришлось умолкнуть и уступить место самостоятельности.

В прошлом году в средней школе ввели модульную систему: итоговые годовые оценки получаются не из четвертных, а из контрольных по каждой теме. Причем по истории за год может быть три темы и три оценки, а по математике – десять тем и десять оценок. Так или иначе, текущие оценки за работу на уроке или домашнюю работу никакого веса в электронном дневнике теперь не имеют. И девицы мои расслабились. Зачем делать уроки каждый день, если перед контрольной можно повторить всю тему сразу? Я снова работаю над собой и позволяю личной ответственности детей восторжествовать над моим здравым смыслом. Результат, конечно, часто печальный: за один вечер всё вспомнить и всё отработать не получается, по контрольной выходит двойка, а перед пересдачей за изучение модуля приходится садиться мне самой и вспоминать все времена английских глаголов, чтобы объяснить дочери.

Честно говоря, у меня нет однозначного вывода. К каждому ребенку нужен свой подход. И к каждой маме тоже. С первой дочерью я не делаю уроки, и она выкручивается сама. Со второй я не делаю уроки, и она в панике просит помочь, когда запустила ситуацию. С третьим я делаю уроки, если понимаю, что ему трудно или лениво (а это почти всегда). Я выбрала фриланс, чтобы иметь время на контроль над детьми и на помощь. Многие родители считают, что надо загружать детей, чтобы не было времени на глупости, но я своих жалею. Могу прочитать вслух то, что задано для чтения им. Могу помочь найти аудиокнигу или даже краткое содержание произведения. Иногда я закрываю глаза на списывание готовых ответов из интернета, иногда соглашаюсь на то, что уроки сегодня делать вообще не будем. Всё это в нашей семье допустимо при условии, что не перерастет в привычку.

Кстати, не только мои завышенные требования приводят к ссорам во время выполнения домашней работы. Пресловутый квартирный вопрос тоже виноват. Трое детей живут в одной комнате и кто-то один всегда мешает кому-то другому. Мне достается роль авиадиспетчера: напомнить про уроки младшему, пока старшие гуляют; увести младшего на тренировку, когда старшие достали учебники; отправить одного на кухню, а второго – к телевизору в родительскую спальню. Но после ковидной дистанционки с параллельными онлайн-уроками работа авиадиспетчера мне даже нравится.

Юлия Морозова, Методист Учи.ру:

Замечательно, что вы посвящаете много времени детям и стараетесь им помочь, не перегружая. Предлагаем вам установить правила в отношении домашних заданий и личных границ каждого ребенка. В качестве эксперимента попробуйте составлять расписание на следующий день, в котором у каждого из детей было бы конкретное время именно для домашних заданий и его рабочее место на эти часы. При этом чем раньше это "окно", тем лучше, потому что к вечеру сама мысль о ДЗ усиливает раздражение. Делать уроки лучше в одно и то же время (например, сразу после школы и обеда). Поощряйте соблюдение расписания нематериальными бонусами (разрешением пригласить в гости друга, погулять, поиграть и пр.) и хвалите за проявление самостоятельности. При этом постарайтесь не выполнять ДЗ за них. Договоритесь, что вы поможете, направите – и только. Позволение детям делать ДЗ неидеально – не проявление вашей слабости. Постарайтесь делать так чуть чаще.

Это формирует такой важный навык, как самостоятельность. Если ребенок не знает, как решить задание, или у него западает какая-либо тема, он вполне может преодолеть это самостоятельно, например, за решением карточных курсов по школьным предметам на Учи.ру. Решая интерактивные задания в индивидуальном темпе с подсказками, ребенок не останется пассивным слушателем и будет вовлечен в процесс обучения, а у вас освободится время на свои дела.

Мама-«таймер»

Екатерина Булгакова, Психолог:

У меня личный опыт такой. Я из строгой семьи, где была важна дисциплина. И я училась во вторую смену. Необходимость делать уроки по утрам хорошо совпадала с моими биоритмами и поэтому домашнее задание у меня было сделано всегда. А если я не успевала что-то с вечера, то приучила себя вставать пораньше.

Своих детей я тоже приучаю к режиму. После школы надо обязательно погулять, потом пообедать и сразу сесть за уроки. Нельзя откладывать на вечер. Чем раньше начнешь, тем больше шансов, что сделаешь хорошо. Если задано на выходные, то мы делаем уроки в субботу, а не в воскресенье. И стараемся делать на два дня вперед. В процессе выполнения важны перерывы: или между предметами, или каждые полчаса, например.

Надо принять, что все дети разные. Один ребенок будет писать правильно, красиво и быстро. Другой – медленно, красиво и неправильно. Третий – медленно, некрасиво и неправильно. И это не значит, что он какой-то плохой. Если мы для себя примем, что моему ребенку нужно больше времени, чем ребенку соседки, то это уже огромный шаг.

Нужно для себя определиться, чего ты хочешь от него: чтобы было написано красиво, правильно или быстро? Всё сразу не бывает. В некоторых случаях удобно использовать черновики. Это занимает время, но воспитывает аккуратность. Я не обращаю внимание на аккуратность, но слежу за формой и качеством. Я понимаю, что если выберу аккуратность, то уроки мы будем заканчивать к двенадцати часам ночи. Это не моя история. По той же причине я не делегирую мужу делать уроки. Потому что он будет относиться ко всему вдумчиво, и выполнение заданий затянется надолго. Но я думаю, что делегировать некоторые предметы можно тем, кому они нравятся. Бабушке нравится русский – пусть проверяет русский, мне нравится математика – я делаю с ребенком этот предмет. У старшей сестры хорошо идет английский – пусть помогает младшему брату!

Вообще во всей рутине нужно находить приятное для себя. Поэтому если маме нравится рисовать для ребенка схемы и рисунки – пусть рисует! Нравится собирать портфель и одежду на утро – пусть собирает! Я вот рисую и собираю. В этом есть и пример для подражания. Ведь известно: чтобы ребенок читал, читай сам!

По моему опыту, есть ситуации, когда участие родителя в домашних работах обязательно, и есть, когда необязательно. Начало первого класса точно требует помощи! Как ребенок научится писать крючочки в первом классе, так дело и пойдет до одиннадцатого. Но если для мамы контроль выполнения уроков – стресс, то лучше не портить отношения с детьми. Один выход – ребенок делает уроки сам на продленке, второй – репетитор. Ты тратишь деньги, но экономишь время и нервы. Еще к вопросу о принятии: ребенок может вообще не сделать уроки и получить свою законную двойку.

Юлия Морозова, методист Учи.ру:

Кажется, что ваш кейс можно брать на вооружение многим родителям. Я бы выделила несколько самых важных пунктов в вашем подходе:

  1. детям нужен режим;
  2. важнее правильность, чем аккуратность;
  3. можно делегировать сопровождение некоторых предметов кому-то еще, кроме мамы;
  4. детям нужен пример для подражания;
  5. самостоятельность и ответственность важнее оценки в дневнике.

Для улучшения и закрепления результатов могу рекомендовать "Учебник" Учи.ру для 5-11 классов – это образовательный ресурс, где ученик сможет получить информацию по всем предметам согласно школьной программе. В нем простым и понятным языком представлена школьная теория по предметам с яркими и удобными инфографиками и заданиями для самопроверки. Это поможет подготовиться к контрольным. Другой проверенный способ подтянуть успеваемость и подготовиться к экзаменам – занятия с опытными репетиторами, например, в онлайн-школе Учи.Дома.

Мама-«спасатель»

Юлия Миронова, Бизнес-вумен и ведущая ТГ-канала о материнстве:

Я сама по себе не очень тревожная мать. Но касательно учебы у меня есть очень твердое убеждение: дети с самого начала, с первого класса должны приучаться самостоятельно делать домашние задания. Сейчас моему старшему сыну 16 лет, среднему – 14, дочери – 8.

С первым и вторым ребенком самостоятельность стала нормой, так что с младшей дочкой вообще не возникает таких вопросов. Это их забота, ко мне они обращаются, только если нужна помощь. Естественно, я всегда эту помощь предоставляла. И стихи помогала учить, и диктанты надиктовывала. Конечно, проекты по окружающему миру, например, дети не в состоянии сделать сами. Здесь я помогала всем троим. Еще на начальных этапах я контролировала почерк, постановку руки и ручки, спину ровно держать, то есть какие-то такие общие моменты. Но у меня никогда не было такого, что вот я прям сидела над ними.

Я с начальной школы так поставила процесс, что практически не касаюсь их учебы. Поэтому, как правило, они справляются сами. Если я вижу, что вдруг появляются тройки, тогда уже сама спрашиваю, уточняю, что за проблемы.

Недавно обнаружила, что средний, Филипп, списывает с ГДЗ. Ему 14, он в 7-м классе с IT-специализацией. Для меня это было откровение. Я, конечно, пожурила немножко.

Старшему, Дамиану, сейчас 16. Этот учебный год он начинал с 10-го класса, но в ноябре перешел в экстернат, теперь учится онлайн. Уже сдал сочинение, готовится к ЕГЭ. Пока он учился офлайн, мы не прибегали ни к каким дополнительным занятиям. Вся подготовка к ВПР и ОГЭ была возложена на плечи преподавателей. Конечно, перед ОГЭ было огромное количество тестов и дополнительные занятия по субботам. Был стресс. Но у подростков вообще много стресса, поэтому я это не связывала конкретно с подготовкой к ОГЭ. Сын не стремился написать экзамен на отлично. Для него пятерки – это не самое главное в учебе. Но зато сейчас к ЕГЭ он готовится по полной программе. Так как он в экстернате на онлайн-обучении, то дополнительно занимается с педагогом. Всё полностью на нем, и сроки сжаты. Я не уверена в том, что такая же была бы история, если бы он остался в школе, то есть в офлайн-формате.

Больше всего любит учиться дочка Маргарита, она во втором классе, круглая отличница, решает олимпиады. У нее очень хорошая учительница, которая формирует интерес к учебе. Например, оставляет дополнительные задания на платформе Учи.ру. Все предыдущие месяцы дочь всегда была первой по выполнению заданий в классе. Она очень быстро там разобралась. То есть, видимо, платформа построена очень адаптивно для детей. И ей вообще нравится выполнять там задания, даже помимо данных учителем. Она приходит со школы в 5 часов и первое, что просит: «Мам, дай компьютер, дай Учи.ру». Для меня это открытие, потому что от мальчиков я никогда не видела такого интереса.

Ребенок в восторге, и я в восторге от того, что у меня дочка после школы еще сидит, сама занимается.

Юлия Морозова, методист Учи.ру:

Здорово, что вам удалось так выстроить процесс, что старший сын успешно справляется даже с экстернатом. Из описания кажется, будто Филипп менее остальных заинтересован в учебе. Для того чтобы вовлечь ребенка в учебу, предложите ему участие в олимпиаде или конкурсе, посоветуйте образовательную платформу для изучения не самого интересного ему предмета. Игровые задания способствуют повышению вовлеченности, помогают эффективнее усвоить материал и могут улучшить успеваемость.

Рады, что Маргарите нравятся школьные курсы Учи.ру, уверены, что они помогут ей при подготовке к ВПР. Для развития дополнительных навыков рекомендуем попробовать курсы Учи.ру вне школьной программы, например, "Программирование" (поможет познакомиться с азами профессии и развить математические навыки) и "Финансовая грамотность" (научит разумно обращаться с деньгами и принимать обоснованные финансовые решения).