«Инклюзия в действии. Доступно всем»: 5 блоков реализации проекта

«Инклюзия в действии. Доступно всем»: 5 блоков реализации проекта

01.09.2023
Новости Общее развитие детей

В настоящее время в России увеличивается число людей с ОВЗ. Несмотря на большое количество различных мероприятий, направленных на улучшение качества их жизни, вопрос социально-бытовой адаптации детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ представляет собой сложность и остается актуальным. Социально-бытовая адаптация лиц с ОВЗ – это многоаспектный процесс, который заключается в первую очередь в приобретении и присвоении социального опыта. Его результатом является включение людей с ОВЗ в большое количество социальных систем, активное участие в основных сферах жизнедеятельности, что в свою очередь способствует самореализации и подготовке к самостоятельной жизни.

Для решения этих задач и реализуется проект благотворительного фонда «Гольфстрим»«Инклюзия в действии. Доступно всем», который направлен на социализацию и бесконфликтную интеграцию подростков и молодых взрослых с ОВЗ в социум.

Рассказываем о проекте «Инклюзия в действии. Доступно всем», который состоит из 5 блоков:

1. Обучающие курсы для специалистов по работе с подростками и молодыми взрослыми с ОВЗ и их родителями

Участие специалистов в проекте начинается с прохождения ими обучения. Для специалистов по работе с подростками и молодыми взрослыми с ОВЗ или подростками разработан курс «Инклюзия в действии – работа с детьми с ментальными нарушениями».

Он включает информацию об особенностях планирования и реализации программ для подростков, специфике ведения групп темацентрированного взаимодействия (разработанная сотрудниками Благотворительного фонда «Гольфстрим» технология реализуется именно в соответствии с этим методом), специфике работы ведущих.

Для специалистов по работе с родителями подростков и молодых взрослых с ОВЗ разработан курс «Инклюзия в действии – работа с родителями детей с ОВЗ». Он содержит информацию о важности работы со всеми членами семьи при оказании психологической помощи, социализации и интеграции подростков в социум, о специфике тренинговой работы с группой, о том, что такое родительская компетентность.

Курс для специалистов по работе с подростками

Курс проходят психологи, социальные педагоги — ведущие программы для подростков. Курс предполагает самостоятельное изучение и еженедельные онлайн-занятия (на протяжении 8 недель) с супервизором для более глубокого и индивидуализированного изучения материалов. Завершая обучение, специалисты должны разработать собственную программу для работы с подростками в соответствиями с данными рекомендациями и под руководством супервизора.

Курс для специалистов по работе с родителями

Курс проходят психологи, ведущие программы для родителей. Курс предполагает самостоятельное изучение и еженедельные онлайн-занятия (на протяжении 8 недель) с супервизором для более глубокого и индивидуализированного изучения материалов. Завершая обучение, специалисты должны разработать собственную программу для работы с родителями в соответствиями с данными рекомендациями и под руководством супервизора;

2. Реализация программы для подростков и молодых взрослых с ОВЗ «Подростковый клуб»

Специалисты, предварительно прошедшие обучение, работают с группами подростков на протяжении 2 лет.

Программа социализации и бесконфликтной интеграции подростков в социум «Подростковый клуб» проводится в соответствии с методом темацентрированного взаимодействия.

Темацентрированное взаимодействие – это метод расширения опыта, который можно использовать при обсуждении разных тем и решении разных групповых задач и проблем.

Специфической чертой метода является фокусирование на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. В отличие от классических форм обучения метод темацентрированного взаимодействия отличается большей психологичностью. В отличие от групповой психотерапии метод темацентрированного взаимодействия пронизан большей структурированностью. Для понимания подхода важно осознать его основной принцип – livinglearning – проживание-научение: цель групп темацентрированного взаимодействия заключается в том, чтобы способствовать обучению на основе приобретения непосредственного опыта.

Работа в таком формате предполагает получение участниками информации, выполнение конкретных заданий, взаимодействие с ведущими и друг с другом, приобретение нового опыта, исследование своего опыта и внутреннего мира в рамках погружения в ту или иную тему. Занятия способствуют лучшему пониманию участниками себя, получению нового социального опыта и формированию новых социальных навыков.

3. Реализация программы для родителей подростков и молодых взрослых с ОВЗ «Я родитель»

Специалисты, предварительно прошедшие обучение, работают с группами родителей на протяжении 2 лет.

4. Обучение волонтеров

Как правило обучение волонтеров начинается через 4-5 месяцев после старта проекта.Для того, чтобы выездные мероприятия для подростков проходили безопасно, комфортно для всех участников и эффективно, подростков на выездных мероприятиях сопровождают волонтеры, предварительно прошедшие обучение.

Курс для волонтеров «Наставничество» включает информацию о том, что такое волонтерство и наставничество, какими компетенциями должны обладать волонтеры и наставники, как развить коммуникативные навыки и навыки ораторского искусства, какие существуют мифы о детях с ОВЗ и что действительно важно понимать о детях и взрослых с ОВЗ, как взаимодействовать с людьми с разными формами инвалидности и что основополагающее в работе с детьми и подростками с ОВЗ. Курс предполагает самостоятельное изучение и еженедельные онлайн-занятия (на протяжении 8 недель) с супервизором для более глубокого изучения материалов, проработки готовности слушателей заниматься волонтерской деятельностью в социальной сфере, разбора кейсов (в том числе и на основе знания супервизором группы подростков).

5. Обучение представителей социокультурных организаций «Ценность каждого»

Обучение представителей социокультурных организацийкак правило начинается через 4-5 месяцев старта проекта.

Для того, чтобы выездные мероприятия для подростков проходили безопасно, комфортно для всех участников и эффективно, подростков в различных социокультурных организациях встречают сотрудники, предварительно прошедшие обучение. Курс включает информацию о мире людей с ОВЗ, этике общения и особенностях взаимодействия с людьми с ОВЗ, сути инклюзии и инклюзивных проектов, физической и информационной доступности пространств и мероприятий в том числе для людей с ОВЗ, основах эффективной коммуникации и синдроме эмоционального выгорания. Курс предполагает самостоятельное изучение и еженедельные онлайн-занятия (на протяжении 8 недель) с супервизором для более глубокого изучения материалов, проработки готовности слушателей взаимодействовать с подростками, разбора кейсов (в том числе и на основе знания супервизором группы подростков).

Несмотря на то, что основная целевая аудитория проекта – подростки и молодые взрослые с ОВЗ, в группы для реализации программ возможно включение и подростков без ОВЗ, но в связи с различными обстоятельствами нуждающимися в психологической поддержке, взаимодействии со сверстниками в безопасной атмосфере, приобретении социальных навыков.

С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благотворительный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.


Благотворительный фонд «Гольфстрим» был создан в апреле 2011 года. За 12 лет фонд помог более чем 25 000 людям с самыми разными тяжелыми диагнозами и их семьям независимо от возраста, места проживания и гражданства, характера лечения и реабилитации.

Благотворительные программы фонда направлены, прежде всего, на детей и молодых людей с особенностями развития, а также членов их семей. Одна из основных задач фонда – продвижение темы социализации людей с ОВЗ, развития инклюзии через просветительскую деятельность. Главная миссия — работать для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни. Главная цель фонда – содействовать развитию инклюзивной культуры общества, в котором есть место каждому. Для этого эксперты благотворительного фонда разрабатывают и реализуют программы, позволяющие обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.