Государство и бизнес: как начать сотрудничать в секторе образования
Государству не выгодно сохранять монополию в образовании: для качественных изменений нужно резко увеличивать расходы бюджета на этот сектор, тогда как инвестиции в частную школу можно окупить за 24 часа. При этом образование должно оставаться сугубо некоммерческой инициативой.Это лишь несколько тезисов, прозвучавших на круглом столе «Филантропы в образовании», организованном Рыбаков Фондом. В дискуссии участвовали предприниматели, инвестирующие в детские сады и школы, и представители власти.
«Россия второй год показывает рекордный рост уровня развития филантропии, — приводит данные статистики Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда. — В Мировом индексе благотворительности (World Giving Index) за 2022 год страна поднялась на 30-е место — с 67-го. А шесть лет назад находилась на 124-м месте. Однако, по данным Sber Private Banking, средства филантропов с капиталом от $1 млн — это лишь 37% всех частных пожертвований (остальное дают корпорации). И лишь 9% пожертвований идут на образование». Таким образом, хотя филантропическая деятельность набирает обороты, сфера образования не является ее приоритетом.
Механизм ГЧП в образовании не работает
«Чтобы добиться серьезных изменений в образовании, нужно либо увеличивать объемы государственного финансирования, либо создавать условия для привлечения частных инвестиций. Нужно доработать модель государственно-частного партнерства и другие инструменты. Потому что ни одна страна в мире сегодня не выдерживает в полной мере ту финансовую нагрузку, которую дает система образования. Многое будет зависеть от того, как государство будет взаимодействовать с людьми, готовыми тратить свои средства на благо детей», — говорит Любовь Духанина, зампредседателя наблюдательного совета Российское общество «Знание», председатель Экспертного совета при Комиссии Госдумы по науке и высшему образованию, учредитель частной школы «Наследник».
Хотя государство признает, что для развития этой сферы нужно активнее привлекать предпринимателей, доля частных детских садов составляет около 6%, а частных школ — менее 2%, по данным аналитического доклада Института образования Высшей школы экономики. Одновременно растет число организаций в серой зоне, работающих без образовательной лицензии
Нет эффективных механизмов сотрудничества бизнеса и власти, говорит Владимир Седов, основатель компании «Аскона» и Доброграда, ранее 9 лет работавший учителем, заместителем директора и директором школы: «Система образования настолько значима для будущего страны, что было бы логично привлечь в нее все возможные ресурсы, в том числе частные. Но если механизм ГЧП очень хорошо прописан для инфраструктурных проектов и неплохо для медицины, то он полностью отсутствует в образовании, а также в спорте и культуре, которые являются частью образования».
Однако бизнес может участвовать в развитии этого сектора не только инвестициями, говорит Арина Сафуанова, начальник Аналитического управления Департамента образования и науки в городе Москве: «С прошлого года началось более активное взаимодействие колледжей с реальным сектором экономики. Учреждения среднего специального образования заключают прямые договоры с предприятиями, заинтересованными в качественных кадрах и готовыми обучать студентов производственным цепочкам»
Как сделать инвестиции в образование выгодными
Осложняет вход бизнеса в образование еще и тот факт, что вложения в эту сферу долго окупаются, отмечает Николай Панкратов, гендиректор сети детских садов и школ Rybakov Playschool: «Из-за очень большого инвестиционного цикла чаще всего в школы и детские сады вкладываются те, у кого уже есть основной успешный бизнес, приносящий стабильный доход».
Чтобы снять системные ограничения и сделать инвестиции в образовании более привлекательными, Дмитрий Ануфриев, замначальника управления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, предлагает «в рамках комплексного развития территорий, на этапе утверждения проектов, закладывать для частников не 2% мест, как прописано в дорожной карте по развитию конкуренции в РФ в отношении школьного образования, а, например, 25%».
Сотрудничество с застройщиками может быть взаимовыгодным, ведь известно, что наличие хорошей школы в районе поднимает стоимость недвижимости: это признали участники другого круглого стола, проведенного Рыбаков Фондом в 2022 году по теме «Потенциал и ограничения для создания частных школ и детских садов в Москве».
«Нашу школу я окупил за 24 часа после введения в эксплуатацию, — говорит Владимир Седов о первой в Доброграде и единственной во Владимирской области частной школе “МИР” с государственной аккредитацией. — После появления школы вся стоимость земли поднялась. Если я инвестирую в социальный проект, это не значит, что я не могу окупить его через вторичные доходы. Зачем себя обманывать? Я не считаю, что я создаю школу как филантроп. Я действую абсолютно прагматично и заинтересован в ее качестве. Качественные социальные сервисы хорошо монетизируются».
Еще один механизм входа бизнеса в сектор образования Дмитрий Ануфриев предлагает изучить на примере опыта Казахстана: там в школы, требующие инвестиций и обновления, привлекают частные управляющие компании. Они подписывают инвестиционный проект, сохраняют существующий уровень бесплатного образования, а за счет дополнительных услуг эти инвестиции окупаются.
Образование — это всегда социальный проект
Говоря об окупаемости инвестиций, Екатерина Рыбакова подчеркивает: «Качественное образование — это право для всех, а не привилегия только для тех, чьи родители могут заплатить». По ее убеждению, если частная школа стремится к устойчивости, она придет и к коммерческой успешности, не отказываясь при этом от своей социальной миссии.
Особая роль частных образовательных учреждений, по мнению Екатерины Рыбаковой, в том, что они могут стать «экспериментальной площадкой для апробации новых методик и технологий, которые затем будут применять и государственные школы. Но этот статус требует большей свободы принятия решений».
Образованию нужен бизнес-подход, считает Игорь Рыбаков, предприниматель, сооснователь Рыбаков Фонда, он призывает увидеть потенциал в инициативе со стороны активных местных предпринимателей и лидеров.
«Я хочу жить в мире, где бизнесмены будут мериться не числом машин и яхт, а числом построенных школ и количеством своих подопечных. На уровне государственной дорожной карты развития образования считаю уместным зафиксировать конкретный показатель: 25% школ должны быть частными — построенными, профинансированными и опекаемыми предпринимателями. Рыбаков Фонд как частная филантропическая организация, занимающаяся развитием образования, может возглавить общественный совет, куда войдут предприниматели, создатели и попечители этих школ», — говорит Игорь Рыбаков.