Как формируется у ребёнка принадлежность к полу?

Как формируется у ребёнка принадлежность к полу?

19.04.2023
Статьи и обзоры Воспитание детей

В современном мире всё чаще появляются информационные поводы – поговорить о гендерном воспитании. Часто, слушая очередные «призывы» к свободному самоопределению ребёнка 3-5 лет, в отношении того, кем себя считать, мальчиком или девочкой,…... хочется сказать – «Мир сошел с ума!»

Для начала, разберёмся с терминами:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - (от лат. genus - «род») - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в воспитании ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Под влиянием родителей, педагогов, социума, который декларирует свою позицию через средства массовой информации, кино, рекламную продукцию ребёнок усваивает свою половую роль, и, соответствующую, гендерную, модель поведения, что его определяет, как девочку и мальчика (женщину или мужчину) - в дальнейшем.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола, чрезвычайная важность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я - девочка, Я – мальчик, и так будет всегда».

Наряду с этим, именно грамотное гендерное воспитание учит тому, что мало располагать лишь набором свойств и качеств принадлежащих своему половому признаку, оно призывает к тому, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, а в зависимости от ситуации проявляли бы доброту, могли быть мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу, по отношению к другим людям, умели бы поддержать родных и близких. А девочки умели бы проявить себя, но при этом не потерять свою женственность.

Казалось бы, воспитание в семье, в соответствии с полом ребёнка, налажено с рождения. Как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу.

Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков - тёмные, а у девочек - розовые.

Разнополое воспитание, во многом, опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми он постоянно сталкивается в семье. Многие родители считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют каждый свою гендерную роль.

Проблема состоит в том, что в современном обществе детям сложно копировать модели поведения т.к., например, мама, берущая на себя множество разных функций, ассоциируется сразу с двумя полами, папа, редко бывающий дома или же вообще не проживающий с семьёй, не успевает демонстрировать мужскую модель поведения.

Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание формирует у девочек и мальчиков те качества личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В соответствии с нормами психофизического развития, в 2-3 года, дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.

Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына. В этот период очень важно воспитывать такие качества как: вежливость, сдержанность, скромность, вне зависимости от пола. Ребенок уже может усваивать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.).

С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что мальчики становятся - мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” – склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство – она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д.

Материал написан психологом фонда «Гольфстрим» по итогам работы с родителями в проекте «Инклюзия в действии. Доступно всем».

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется благотворительным фондом помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Гольфстрим» с 1 августа 2022 года в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».