Играй, студент: для чего в вузах необходимо вводить киберспорт?
В программах российских вузов появятся киберспортивные дисциплины. Правительство уже утвердило план мероприятий по введению таких курсов до конца 2024 года. Согласно дорожной карте «Новое общесистемное программное обеспечение», обучать компьютерным играм планируется студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.
По мнению директора по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослава Мешалкина, такая мера поможет привлечь в университеты больше учащихся. «Наличие киберспортивных программ повышает привлекательность проживания в студгородках, способствует набору студентов и диверсифицирует обучение, – говорит он. – Статистика показывает, что 44% образовательных учреждений нуждаются в стимулировании интереса к обучению по техническим специальностям (STEM)».
Специалист также отмечает, что киберспорт помогает развивать полезные в дальнейшей работе навыки и умения. Эксперт приводит в пример программы, введенные в американском университете SUNY Canton. «По ним готовят будущих гейм-дизайнеров и разработчиков, специалистов по кибербезопасности, технологической связи, графическому дизайну и мультимедиа. И это мне кажется эффективным подходом», – заключает Ярослав Мешалкин.
Известно, что исполнителями новой инициативы в России выступают «Ростелеком» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). За 2023 год они должны предоставить примеры введения киберспортивных дисциплин в других странах, собрать рабочую группу из представителей экспертного и университетского сообщества и определить первые образовательные программы «для внедрения».
Тем временем директор Ассоциации развития киберспорта и руководитель проекта LANGAME Павел Голубев считает, что в данном вопросе необходимо разделять два понятия: «гейминг» и «киберспорт».
«Если речь идет о более широком понятии «гейминга», то ввиду последних инициатив государства по поддержке игровой индустрии – это достаточно логичный и правильный шаг, – говорит эксперт. – По крайней мере, это позволит попробовать хотя бы частично компенсировать нехватку кадров для реализации этих госпрограмм».
По словам специалиста, геймдев – это не только код, но и создание нарратива, работа художников, аниматоров, продюсирование и развитие готовых игр и так далее. А потому нацеленность на все вузы – и гуманитарные, и технические – абсолютно оправдана. «Я уверен, что в этом случае у курсов есть все шансы на популярность, ибо потребность в таких специалистах явно есть, и она будет только расти», – утверждает Павел Голубев.
При этом эксперт отмечает: если речь идет исключительно о киберспорте, то такая инициатива может быть излишней. «В стране уже есть и РГУФКСМиТ с кафедрой киберспорта, и университет «Синергия» с профильным факультетом, да и НГУ им П.Ф. Лесгафта который год готовит бакалавров по компьютерному спорту. И этого, как мне кажется, более чем достаточно для текущего уровня развития киберспорта в стране», – поясняет он.