Введение единых общеобразовательных программ в школах: что это значит для российского образования

Введение единых общеобразовательных программ в школах: что это значит для российского образования

19.09.2022
Новости Школьное образование

В российских школах детям будут давать одинаковые знания. Так им станет легче переходить из одного учебного заведения в другое. В Законе об образовании понятие «примерная образовательная программа» заменят понятием «федеральные основные образовательные программы» (ФООП)

ФООП во всех школах России планируется ввести в следующем учебном году. Депутаты предлагают разработать и утвердить их уже к январю 2023 года.

Предлагаемый стандарт хотят сделать для преподавания русского языка, чтения и окружающего мира в начальной школе. В средней школе обязательными будут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и основы безопасности жизнедеятельности. Кроме того, как сообщают в Госдуме, законопроектом вводятся обязательные для исполнения федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. При этом за школами сохраняется право разрабатывать собственные образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты не должны быть ниже планируемых результатов ФООП.

Согласно поправкам, ФООП в школах внедрят до 1 сентября 2023 года. Как отметила Председатель Комитета по просвещению Госдумы Ольга Казакова, сами образовательные программы специалисты уже разработали, это довольно массивные документы. Так, программа по дошкольному образованию изложена на 600 страницах. Программам предстоит пройти оценку экспертов и профильных министерств. По словам депутата, сначала порядок разработки программ согласуют в Минюсте, что займет примерно месяц. Затем там же эти программы будут согласовывать – специалистам предстоит прочитать и согласовать тысячи листов текста. В настоящее время работа идет в режиме 24/7.

Что будет с учебниками

Чтобы реализовать единые образовательные программы, установят новый порядок разработки учебных пособий. Госзаказ на их разработку будет делать Минпросвещения России. Этому же ведомству предстоит утверждение авторского коллектива учебников, исключительными правами на них будет обладать Российская Федерация. Заменять учебники станут постепенно, для этого предусмотрели переходный период. Те пособия, которые к 31 декабря 2022 года будут указаны в перечне разрешенных в школах, дети продолжат использовать в течение всего срока действия экспертных заключений — в течение 5 лет.

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов относительно доступности учебников в регионах отмечал, что новый порядок их разработки удешевит пособия, позволит сэкономить региональные бюджеты – в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, ведь исключительные права на учебники будут принадлежать РФ.

Для чего вводят ФООП

В России планируется ввести единый стандарт качества школьного образования — это будет касаться и программ, и учебников. По словам заместителя Председателя Госдумы, соавтора поправок Петра Толстого, так будет облегчена работа учителей, жизнь родителей и школьников, вариативность образования уйдет в прошлое. Помимо этого, не будет обучения детей по учебникам, где допущены ошибки или неправильные трактовки исторических событий.

Ожидается также, что «золотой стандарт» избавит родителей от необходимости привлекать репетиторов, чтобы подготовить детей к экзаменам. Итоговую аттестацию будут проводить, основываясь на данных программах. Школьникам предстоит ответить лишь на те вопросы, которые они изучали на уроках. В страну, по словам Петра Толстого, возвращается единое образовательное пространство.

Что будет с обучением в частных школах

Федеральные основные образовательные программы станут обязательными для всех школ в стране — как государственных, так и частных. Авторы инициативы отмечали необходимость обеспечения равных возможностей на получение качественного образования для всех детей – независимо от места их проживания и доходов родителей. Кроме того, за школами сохранено право на разработку своих программ – их уровень не должен быть ниже уровня содержания и планируемых результатов ФООП.