В Уфе открылся институт урологии и онкологии при клинике БГМУ

22.11.2022
Новости Студенческая жизнь

У башкирских ученых появилась новая площадка для фундаментальных исследований и новых научных открытий. При клинике БГМУ открылся институт урологии и онкологии. На площади в три тысячи квадратных метров расположились лаборатории, биобанк, два отделения противоопухолевой лекарственной терапии, дневной стационар и учебные помещения.

«Мы создаем такой большой научный центр. Здесь не только лечебная база, это центр роботической и гибридной хирургии, но и большой научный блок. Это лаборатория молекулярной генетики с уникальным оборудованием, которое может расшифровать каждый геном клеток организма. Особо это важно для онкологических пациентов. У нас здесь есть два отделения противоопухолевой лекарственной терапии, где любой пациент сможет подобрать себе персонифицированное лечение: таргет- или химиотерапию. А для научной общественности это огромные возможности. Потому что на сегодняшний день молекулярная биология, генетика – это основа для понимания патогенеза очень многих заболеваний. Здесь у нас будет работать около 40 научных сотрудников», - рассказал ректор БГМУ, руководитель института урологии и онкологии Валентин Павлов.

Уфимский институт стал четвертым в стране. Аналогичные исследовательские центры есть в Москве и Саратове. В церемонии открытия приняли участие главный федеральный инспектор по Башкортостану Алексей Касьянов, ректор первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Петр Глыбочко, руководитель администрации Главы Башкортостана Максим Забелин, министр здравоохранения Айрат Рахматуллин.

«Сегодня здесь очень отрадно находиться. По поручению Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова хочу передать вам искренние слова поздравления, благодарности за ваш труд. Мне здесь вдвойне приятно находиться, от того, что я долгое время работал в медицине, продолжаю считать себя вашим коллегой, врачом-онкологом, в первую очередь, и, конечно же, урологом. Действительно, сегодня мы видим современные достижения и возможности медицинской науки, особенно в области урологии и онкологии. Отрадно, что в регионах России открываются такие центры, которые сопоставимы с нашими ведущими столичными», - сказал Максим Забелин.

«Теперь есть возможность в шаговой доступности проводить доклинические и клинические исследования в университете. Это прекрасная база не только для студентов, ординаторов и аспирантов. Здесь будет проводиться ранняя диагностика онкологических заболеваний, прогноз заболеваний, лечение. Это даст возможность оказывать качественную помощь пациентам, которые проживают в Башкирии», - отметил ректор первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова Петр Глыбочко.

Выявлять на ранней стадии рак и прогнозировать течение заболевания - задача сотрудников лаборатории молекулярной генетики. Ученые будут проводить скрининг мутаций в генах пациентов с подозрением и выявленными случаями онкологии. В институте есть первый в Башкирии прибор - секвенатор нового поколения, который позволяет расшифровать весь геном человека. Это поможет выявить даже редкую мутацию клетки человека, которая привела к онкологическому заболеванию. И предсказать, как будет прогрессировать болезнь в дальнейшем.

«Такие исследования позволят назначать ту таргетную терапию, которая будет действовать на мишень, которая позволит остановить быстрое прогрессирование рака. Врачи-онкологи будут знать, какую терапию назначить, чтобы она была эффективна для конкретного пациента. В качестве предотвращения рака мы будем исследовать признаки метилирования генов. Метилирование – изменение в гене, который является одним из самых ранних признаков онкозаболевания. То есть мы сможем на ранней стадии выявлять опухоли», - разъяснила Ирина Гилязева, руководитель лаборатории молекулярной генетики института урологии и онкологии при клинике БГМУ.

Еще одна гордость института – биобанк. Здесь грамотно будут собираться и храниться биоматериалы пациентов для дальнейшего исследования. Живые опухолевые и стволовые клетки замораживают в специальных холодильниках при температуре от -80 до -196 градусов. В случае аварийного отключения морозильных камер из-за технических неполадок система автоматически наполняет их жидким азотом, что позволяет еще двое суток поддерживать необходимую температуру. Руководителю биобанка приходит СМС-оповещение о ЧП. Таким образом, вероятность потери материалов для исследования сведена к минимуму.

«Биобанк начали формировать в 2020 году, через неделю после открытия в клинике БГМУ ковид-госпиталя. Первые наши образцы взяты у пациентов с коронавирусом. Я могу сказать, что не оборудование уникально, а наши биообразцы уникальны. Например, мы имеем образцы уханьского штамма ковида. То есть уже прошло три года с момента борьбы с коронавирусом и мы можем сравнить новый мутировавший в клетках пациента со старым уханьским штаммом», - поделился руководитель биобанка института урологии и онкологии при клинике БГМУ Ильдар Кабиров.

Институт урологии и онкологии при клинике БГМУ включен в государственную программу поддержки «Приоритет 2030». Это позволит работать в научном центре не только ученым медуниверситета, но и представителям всех вузов-участников федеральной программы, в том числе будущего Евразийского научно-образовательного центра.