Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей

01.10.2009
Статьи и обзоры Общее развитие детей

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со 2-ой недели жизни ребёнка можно делать упражнения с кистями рук. Самое простое - лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибают и разгибают. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Тем самым вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Что поможет развить мелкую моторику рук?
- прежде всего в этом поможет развитие навыков самообслуживания: одевание, застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом и другое. Важно избегать гиперопеки и стараться учить малыша этим нехитрым ежедневным манипуляциям;
- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);
- конструирование (обязательно купите недорогой конструктор), собирание пирамидок, матрешек, кубика Рубика и игрушек-вкладышей;
- детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
- складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями), а затем все зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолетики и т.д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее;
- ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, игра с телефоном, помогать маме сматывать нитки в клубок, чистить обувь губкой, вытирать пыль, включать и выключать свет.

Пальчиковые игры
Хорошее развитие мелкой моторики обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"
Сорока-белобока (Взрослый водит по часовой стрелке по ладони малыша).
Кашку варила,
Деток кормила...
Этому дала, (Загибаем мизинец ребенка).
Этому дала, (Загибаем безымянный палец).
Этому дала, (Загибаем средний палец).
Этому дала, (Загибаем указательный палец).
Этому не дала - (Качаем большим пальцем).
Ты, сын мал,
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!
Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
Этот резал, (Загибаем средний палец).
Этот ел, (Загибаем указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец)


"Моя семья"
Этот пальчик - дедушка (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком),
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - (имя ребёнка)!
Вместе дружная семья! (Сжимаем и разжимаем все пять пять пальцев на каждое слово)

"Ладушки"
- Ладушки-Ладушки, где были?
-У бабушки.
-Что ели?
-Кашку.
-Что пили?
-Бражку. (Хлопаем в ладоши на ударных слогах).
Кыш - полетели! (Разводим руки в вверх и в стороны)
На головку сели. (Складываем руки ребенку на голову)
И снова запели.


Несколько увлекательных занятий на развитие мелкой моторики

Рисуем на манной крупе
Высыпаем манную крупу тонким равномерным слоем на яркий одноцветный поднос. Рисуем на подносе любые несложные предметы, фигуры или символы, которые интересуют вашего малыша (мяч, дождик, волны, машинку, зайца, буквы, цифры). Кроха непременно захочет повторить это занятие за вами.

Пальчиковый бассейн
Все дети любят игры в прятки и сюрпризы, поэтому наше предложение наверняка понравится вашему малышу: насыпаем любую крупу в миску (подойдут гречка, пшено, рис и др.), на дне миски прячем маленькие игрушки, которые следует найти.

"Золушка"
Смешиваем два вида крупы, сухофруктов или бобовых культур, к примеру фасоль и изюм. Предлагаем малышу разобрать каждый вид в разные бутылочки или ёмкости.


Занятия для настоящих мужчин
Для мальчиков намного интереснее будут "настоящие мужские занятия": завинчивание болтов и гаек.
Для игр можно использовать как настоящие болты, так и игрушечные наборы развинчивающихся на детали машинок, строительных инструментов и конструкторов.

Прищепки
Можно заняться прикреплением разноцветных прищепок на какую-нибудь ёмкость с высокими краями, к примеру, на пластмассовое ведерко. Покажите ребенку, как тремя пальцам можно произвести это действие, многократное повторение которого стимулирует сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи.
Занимаясь этой игрой, можно не только развивать мелкую моторику, но и изучать цвета.

Найди приз!
Для игры необходимы яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое). Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача малыша развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики

Важно!
Для маленьких детей важно проследить, чтобы играя с мелкими предметами, ребенок не засунул их в ухо, рот или нос!