Что делает школа с ребенком? Об армии одинаковых детей

Что делает школа с ребенком? Об армии одинаковых детей

26.05.2009
Статьи и обзоры Школьное образование

Воспитание детей – это очень ответственное занятие. Некоторые наши поступки и обидные слова заседают в памяти на всю жизнь, вызывая различного рода психические заболевания. Многие ученые занимались проблемами воспитания: Ж. Ж. Руссо, З. Фрейд, Р. Бернс, Р. Борис, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Э. Эриксон, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Л. С. Выготский, И. С. Кон и другие.
Большое значение в жизни ребенка занимает школа. И что мы видим? Каких детей воспитывает образовательное учреждение? Ребят заставляют носить одинаковую одежду, думать в одинаковом направлении, стремиться к одинаковым мечтам. А тех, кто думают по-другому, тех, кто стремится показать свою индивидуальность – подавляют. Вот Анечка хорошая, она «правильно» (по учебнику) ответила на вопрос, а вот Петя плохой, он пытался посмотреть на ситуацию с другой стороны (стал размышлять). Маленьких детей воспитывают как армию, где всех парней обривают наголо и все становятся похожими.
А где же остается место индивидуальным способностям? Становится понятным, почему некоторые великие люди плохо учились в школах, потому что, чтобы стать великим, нужно, чтобы твое мышление не было таким же, как у большинства. Необходим свежий взгляд на окружающие нас предметы.
Как же тогда стоит воспитывать детей? Как сделать так, чтобы их индивидуальность не была подавлена?
Нужно просто-напросто доверять своему малышу. Стимулируйте его к учебе, к развитию творческих способностей. Обязательно подмечайте, к чему у него есть склонность, попытайтесь направить его к развитию этих склонностей. Доверяйте его выбору! Позволяйте решать взрослые проблемы, проводите семейные советы. Пусть он чувствует, что ему доверяют и уважают его мнение.
Конечно, безоговорочное доверие может причинить большие неприятности. Например, Ваня решил, что теперь песочница принадлежит ему, и обижает играющую там Леночку. Как быть? Объясните своему ребенку, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Просто расскажите ему, что значит совесть. Скажите, что Лена тоже ребенок и имеет полное право играть в песочнице. Ему же было бы неприятно, если бы его свободу попытались ограничить его сверстники?
Если ребенок никак не может понять, что такое совесть, постарайтесь привести больше примеров из жизни. Говорите уверенно, но мягко. Пусть он почувствует, осознает через собственный опыт, что есть совесть. Пусть ребенок сам попробует привести примеры из жизни. Почитайте ему сказки, где ведущую роль играет свобода, совесть. Проведите с малышом ролевые игры, где он должен будет стоять перед выбором. Направьте его мысли в правильном направлении.
Таким образом, когда ребенок полностью осознает, что вы ему доверяете и поэтому даете свободу, что он не может ограничивать свободу другого человека, тогда и ему, и вам проще будет общаться друг с другом и окружающими.
Позволяйте своим детям проявлять творческие и умственные способности. Доверяйте его выбору в жизни. Дайте своим детям творить свою судьбу, не позволяйте школе зомбировать ребенка под армию одинаковых учеников. Удачного воспитания!

Вероника Нистоцкая