Обучение рисованию как способ психорегуляции человека

13.05.2009
Общее развитие детей
Обучение рисованию как способ психорегуляции человека

Современная жизнь полна негативных факторов, отрицательно влияющих на психику. Быстрый темп жизни, стрессы, проявления депрессии - все это способно серьезно отравить существование человека. Существует масса методик, позволяющих избежать вредного воздействия негативной психологической среды или, по крайней мере, нивелировать последствия. И одной из таких методик является обучение рисованию.
На первый взгляд это представляется странным. Как можно использовать рисование в качестве психотерапевтической процедуры? И как может повлиять рисование на состояние психики человека. Но задумаемся, ведь рисование и каллиграфия (которая по большому счету тоже является способом рисования) уже сотни лет занимают почетное место в японской и китайской культурах. А этим культурам присуще пристальное внимание к внутреннему миру человека в повседневной жизни. И каллиграфия включена в набор психорегулирующих практик, наряду с боевыми искусствами, игрой на музыкальных инструментах и так далее.
Психологический механизм воздействия рисования на человека вполне объясним. Во-первых, сами по себе осмысленные контролируемые движения пальцами, кистью оказывают стимулирующее влияние на человеческий мозг. Этот процесс с успехом используют в психотехниках, направленных на то, чтобы развивать творческое мышление, как у детей, так и у взрослых. Во-вторых, плавные движения, процесс подготовки к рисованию, использование предметов - все это является как бы ритуалом, который сам по себе способствует восстановлению мира в душе. В-третьих, изучение технологии рисования: знания пропорций, умения видеть и правильно сочетать цвета и многого другого, позволяет видеть мир как картину и воспринимать его как объект для приложения творческих сил. Это свойство уроков рисования наиболее сильно влияет на творчество детей.
В-четвертых, в процесс обучения рисованию, как правило, включается изучение лучших образцов мировой художественной культуры. Обычный человек, не связанный в своей профессиональной деятельности с изобразительным искусством, имеет очень ограниченные преставления о нем. И, столкнувшись с тем изобразительным богатством, которое накопило человечество, человек начинает по-другому относится к окружающего его миру. Меньше концентрируется на мелочах, на неудобствах. Больше обращает внимание на красоту, которую привыкает видеть во всем, что раньше казалось скучной повседневной реальностью.