Обучение рисованию как способ психорегуляции человека

Обучение рисованию как способ психорегуляции человека

13.05.2009
Статьи и обзоры Общее развитие детей

Современная жизнь полна негативных факторов, отрицательно влияющих на психику. Быстрый темп жизни, стрессы, проявления депрессии - все это способно серьезно отравить существование человека. Существует масса методик, позволяющих избежать вредного воздействия негативной психологической среды или, по крайней мере, нивелировать последствия. И одной из таких методик является обучение рисованию.
На первый взгляд это представляется странным. Как можно использовать рисование в качестве психотерапевтической процедуры? И как может повлиять рисование на состояние психики человека. Но задумаемся, ведь рисование и каллиграфия (которая по большому счету тоже является способом рисования) уже сотни лет занимают почетное место в японской и китайской культурах. А этим культурам присуще пристальное внимание к внутреннему миру человека в повседневной жизни. И каллиграфия включена в набор психорегулирующих практик, наряду с боевыми искусствами, игрой на музыкальных инструментах и так далее.
Психологический механизм воздействия рисования на человека вполне объясним. Во-первых, сами по себе осмысленные контролируемые движения пальцами, кистью оказывают стимулирующее влияние на человеческий мозг. Этот процесс с успехом используют в психотехниках, направленных на то, чтобы развивать творческое мышление, как у детей, так и у взрослых. Во-вторых, плавные движения, процесс подготовки к рисованию, использование предметов - все это является как бы ритуалом, который сам по себе способствует восстановлению мира в душе. В-третьих, изучение технологии рисования: знания пропорций, умения видеть и правильно сочетать цвета и многого другого, позволяет видеть мир как картину и воспринимать его как объект для приложения творческих сил. Это свойство уроков рисования наиболее сильно влияет на творчество детей.
В-четвертых, в процесс обучения рисованию, как правило, включается изучение лучших образцов мировой художественной культуры. Обычный человек, не связанный в своей профессиональной деятельности с изобразительным искусством, имеет очень ограниченные преставления о нем. И, столкнувшись с тем изобразительным богатством, которое накопило человечество, человек начинает по-другому относится к окружающего его миру. Меньше концентрируется на мелочах, на неудобствах. Больше обращает внимание на красоту, которую привыкает видеть во всем, что раньше казалось скучной повседневной реальностью.