Детские страхи

Детские страхи

17.11.2008
Статьи и обзоры Здоровье ребенка

Детские страхи можно разделить на две большие группы «врожденные» и «приобретенные».

Врождённые детские страхи
1-3 года – страх неожиданных резких звуков, одиночества, потери эмоционального контакта с мамой, боли, уколов. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.
3-5 лет – страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, раньше пугавшие только во сне, теперь могут беспокоить ребенка и днем.
5-7 лет – страх перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте - страха смерти (своей и родителей).
7-11 лет – ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, оказаться тем, кого не любят и не ценят родители, учителя, сверстники. Из этого глобального страха вытекает множество маленьких: страх сделать ошибку, боязнь опоздать на урок и т. п. Кроме этого детям указанного возраста свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий. Это возраст детских страшилок и леденящих душу рассказов, которыми ребята с удовольствием пугают друг друга.

Приобретённые детские страхи могут возникать по разным причинам:
1) Как следствие событий, реально произошедших с ребёнком, например, если его облаяла собака, он застрял в лифте, упал с качелей или ему поставили болезненный укол.
2) В результате запугивания родителями, которые говорят ребёнку, что отдадут его чужой тёте, дяде милиционеру или Бабе-Яге, если он будет плохо себя вести.
3) В том случае, если родители предъявляют слишком чрезмерные требования к ребёнку.
4) По наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях, несчастьях, и которые склонны чрезмерно опекать ребёнка, т. к. сами всего боятся.
5) Из-за не подходящей по возрасту информации, которую ребёнок может получить из фильмов, книг, телепрограмм или непосредственно из жизни, например, став свидетелем драки, пожара.

Как же бороться со страхами?
Игра и её аналоги типа рисования, лепки, фантазирования дают ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания.
Месяца полтора назад мы гуляли с 2-летним сыном поздно вечером, когда уже стемнело. Вдруг в нескольких метрах от нас залаяла собака. Сын очень испугался. После этого он даже дома, услышав лай собаки, стал проситься на ручки. Вот какие способы борьбы со страхом мы испробовали:
1) На примере разных сказок объясняли, что собака не злая, она просто хорошо выполняет свою работу – сторожит дом.
2) Представляли, что наша большая плюшевая собака – злая, играли в «ляпки», вначале сын догонял собаку, потом наоборот.
3) Представляли, что сын стал злой собакой, и ему под силу прогнать любую другую злую собаку. А когда мы чесали его за ушком или давали косточку, он сразу превращался в добрую собаку.
4) Играли с домофоном, как будто к нам в гости пришла злая собака, а мы её не пускаем до тех пор, пока она не сменит «гнев на милость».
5) Дружно лаяли всей семьёй, показывая, что собаки не злятся, а просто разговаривают между собой.
6) Рисовали собак.
7) Лепили собак.
8) Кормили собак.
9) Пели песни «Собака бывает кусачей», «Человек собаке друг» и «Пропала собака по кличке Дружок».
Сейчас собачий лай и упоминание о злой собаке не пугает сына, скорее, он воспринимает это, как приглашение к игре. Здесь нужно уточнить, что приобретённые страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Но хочется верить, что и наша заслуга в этом есть.

Ошлапова Анна