Будешь со мной играть?

Будешь со мной играть?

29.09.2008
Статьи и обзоры Воспитание детей

Сначала они играют в одиночку. Потом имитируют игру других. И лишь после этого учатся обзаводиться друзьями. Когда же все-таки возникает дружба? Крупнейшие специалисты по вопросам детского развития пока не пришли к единому мнению. Одни видят бесспорное проявление дружеских чувств в том, как двое детей, еще толком не умея ходить, со смехом пытаются догнать щенка. Другие ученые, строже подходя к самому определению «дружба», утверждают, что она предполагает такую степень доверия и приязни, которую дети до 8-10 лет попросту еще могут оценить в полной мере, поскольку не боятся утратить ее. Все специалисты, впрочем, сходятся в том, что взаимодействие двоих детей порождает некий эффект - если это еще не дружба, то подступы к ней.
Любопытно, что многие родители уделяют гораздо меньше внимания развитию навыков общения, чем, скажем, развитию эмоциональной сферы ребенка. Опросы показывают: родители убеждены, что в этой сфере отстающий ребенок легко сможет сократить разрыв. Верное мнение или ошибочное, с уверенностью сказать пока трудно, но несомненно, что оно не учитывает одного важного обстоятельства - взаимоотношения ребенок-родители решающим образом определяют в будущем его способность к дружбе.
Первые и неуклюжие попытки завязать дружеские отношения дети предпринимают тогда же, когда учатся ходить. Задолго до своей второй годовщины они, обмениваясь игрушками, взглядами, фразами, определяют ценность того, что предлагают и что получают. Одновременно начинаются подражательные и параллельные игры - дети играют одинаковыми игрушками, но не вместе, и вид у них такой же рассеянно-довольный, как у коров, пасущихся рядом на лугу, - они не мешают друг другу. К трем годам игра приводит иногда к довольно жесткому соперничеству за обладание игрушкой. И родители, стараясь унять драчунов, должны помнить, что соперничество учит детей выражать свое несогласие с ровесником, а в конечном итоге и тому, как решать проблемы без ссор.
Существуют разные способы помочь ребенку пройти этой дорогой, которая не значится ни на одной карте. Но рецептов на все случаи жизни не существует. Постарайтесь прежде всего понять, что представляет собой ваш ребенок. Будьте внимательны и без колебаний вмешивайтесь в игру, если она вызывает больше слез, чем удовольствия. Удостоверьтесь в том, что куклы, мячики, погремушки и мягкие игрушки, которые нравятся вашему ребенку, имеются в должном количестве и ассортименте. Не беда, если они дублируются. Хотите, чтобы дружба развивалась - позаботьтесь о снаряжении. Если один ребенок играет с красным мячиком, у другого должен быть такой же.
На втором году жизни особенную популярность в коллективных играх обретают кубики, музыкальные шкатулки, качели. Одновременно с этим воображение ребенка превращает в игрушки предметы обихода, так что не удивляйтесь, если ребенок забросит дорогую игрушку, подаренную на день рождения, ради большой жестяной банки из-под кофе, которую он будет наполнять шариками для пинг-понга, чтобы тут же высыпать их обратно. Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, ему надо дарить такие подарки, чтобы он преодолевал один барьер сложности за другим.
Даже если попытки играть вместе с другими детьми не увенчались успехом, это не значит, что ребенок обречен на одиночество. Посмотрите на коллег по работе: и взрослым не всегда удается легко устанавливать дружеские связи.
А у детей проблема иногда заключается в том, что у них нет подходящих партнеров. Определяя, кто будет играть с вашим ребенком, в последнюю очередь руководствуйтесь критерием возраста. Несравненно важнее совпадение стилей поведения. Очень хорошо, когда один - ведущий, а другой - ведомый, но что произойдет, если все захотят быть лидерами? Катастрофа. Вы сумеете научить своего ребенка ладить с людьми, если у вас (и у него) дома будут царить мир и спокойствие. Последние исследования ученых показали: чем чаще кричат дома, тем хуже ребенок находит общий язык со сверстниками.
Меньше всего говорят о таком испытанном средстве обучения, как родительское наставление или личный пример. Исследователи считают: ребенок протягивает свою бутылочку плачущему товарищу, потому что мы приходим в этот мир изначально настроенными на эмпатию и альтруизм.
Часто, однако, это природное великодушие подрывается родителями, воспитывающими в ребенке индивидуализм: «А что я с этого буду иметь?»
Для ответа на этот вопрос у ребенка впереди целая жизнь.