Первый раз в первый класс: советы психолога

Первый раз в первый класс: советы психолога

07.09.2009
Статьи и обзоры Школьное образование

Вот и твой малыш идет первый раз в первый класс. Событие важное для всей семьи. Главное – не волнуйся, еще есть время начать действовать и побороть прежде всего твои страхи перед школой, ведь именно ими подсознательно заражается твой будущий ученик. Давай поговорим о том, как сделать процесс адаптации ребенка к школе наиболее комфортным.
Нет сомнений, что ты тщательно выбрала школу и уже знакома с педагогом, который будет обучать и воспитывать твоего ребенка в течение следующих трех-четырех лет. Детский психолог Татьяна Александровна Бочкова рекомендует обратить внимание на следующие моменты во взаимоотношениях «ребенок – мама – учитель»:
1. Педагог – твой союзник, а не соперник. Очень часто родительская ревность к первой учительнице, которая на время становится доминантой в сознании ребенка, осложняет процесс обучения. Семья должна способствовать тому, чтобы на этом этапе именно учитель стал главной авторитетной фигурой для ребенка, иначе это вакантное место могут занять «старшие» друзья во дворе или школе.
2. Заранее подготовь ребенка к общению с новым для него взрослым. Рассказывай позитивные истории из школьной жизни членов твоей семьи, о том, как много интересных и полезных знаний дал тебе педагог, как интересно было с ним общаться. Сразу объясни, зачем люди учатся в школе: полученные знания определят всю дальнейшую жизнь маленького человека. Играя с ребенком, ненавязчиво включай в разговор имя учителя и добрые слова о ее (его) характере. Твоя задача – создать положительный образ взрослого и объяснить, как следует себя вести с учителем.
3. Никто лучше тебя не знает об особенностях характера твоего ребенка, поэтому поделись информацией с педагогом. Обязательно сообщи учительнице, если твой малыш очень стеснительный или, наоборот, слишком активный, расскажи об особенностях его поведения, манерах. Это поможет педагогу найти индивидуальный подход и быть более терпеливым.
Создание благоприятной атмосферы дома – чрезвычайно важный момент для малыша, особенно в переходный период. Задача всех членов семьи – дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, взрослым.
1. Общайся с ребенком как можно чаще, развивай его познавательную мотивацию и учебные интересы. Никогда не отвечай на вопросы ребенка: «Тебе в школе это лучше объяснят», «Я не знаю, мне некогда».
2. Не прерывай занятия с ребенком на середине – это верный способ разрушить желание учится и привить правило «сделаю потом, а когда «потом» – не знаю».
3. Избегай сравнений. Очень частая ошибка родителей – сравнение детей между собой. «Вот Вася Петров уже знает все буквы алфавита, а ты – нет», – может сказать отец, поговоривший с коллегой, желая подтолкнуть собственного отпрыска к большим успехам. Такая фраза у сына не вызовет ничего, кроме отторжения, причем как по отношению к Васе, так и по отношению к собственному папе. Помни: каждая личность неповторима и достижения у каждого собственные.
5. Дома должна царить атмосфера приятия как успехов ребенка, так и неудач. Родители должны помогать малышу в преодолении трудностей, но не решать их за него – это важный шаг в развитии самостоятельности. С первых же учебных дней следует объяснить первокласснику, что домашнее задание – зона его ответственности. Взрослые всегда готовы помочь, если возникнут трудности, но нужно начинать подготовку уроков, не дожидаясь, пока рядом сядет мама или папа.
6. Еще один важный аспект – поведение малыша в школе. Об этом следует много и подробно говорить дома: что можно делать на переменах и как себя вести на уроке. Поиграй с малышом в «первый урок», попытайся смоделировать ситуацию, и ребенку будет легче понять, что от него ждут в школе.
7. Пол ребенка имеет большое значение для первых месяцев в школе. Мальчики привыкают тяжелее и дольше. Похвала для мальчиков и девочек тоже должна быть разная: если ты хочешь поощрить дочку, ей будет достаточно эмоциональной, бурной похвалы, а для поощрения сына понадобится нечто более материальное.
Психологи говорят, что обычно у детей не возникает проблем с общением. В первые школьные дни они легко знакомятся друг с другом. Однако если ребенок стеснительный или не ходил детский сад, у него могут возникнуть трудности. «Домашние» дети чуть более инфантильны и зависимы от взрослого. Как же научить малыша разговаривать с незнакомыми детьми? Главный помощник – игра. Именно во время игры ребенок познает мир, этим и должны воспользоваться родители. Играйте в школу. Если ребенок застенчив, временно возьми инициативу в свои руки, пригласи друга, попроси поиграть вместе. Даже если дети уже знакомы, предложи им выбрать себе другие имена и познакомиться еще раз. Проведи урок с настоящими тетрадками, ручками, попроси что-нибудь нарисовать, потом устрой небольшую разминку, как в школе, и объяви перемену. А 1 сентября подойди вместе с малышом к одному из будущих одноклассников, и дальше общаться им будет уже легче.
У тебя в семье растет сорвиголова, ему или ей трудно усидеть на одном месте? Это может привести к проблемам с дисциплиной и возможному отставанию в учебе. Чтобы избежать этих трудностей, постарайся заранее приступить к тренировке внимания и усидчивости ребенка. Поговори с малышом, выберите вместе какой-нибудь вид спорта, в котором ребенок сможет реализовать свою двигательную активность. Обязательно заранее поговори с педагогом и школьным психологом: именно от них будет зависеть успешность адаптации в первые недели обучения. Вся семья совместно с педагогами должна выработать единую систему поощрений и наказаний за плохое поведение. Старайся заниматься подготовкой к школе утром: в это время малышу легче сконцентрироваться. Во время занятий четко и коротко говори, чего ты ждешь от ребенка, ставь понятные цели и достигай их вместе с малышом.

Татьяна Никитина