Все в сад!

25.08.2009
Дошкольное развитие
Все в сад!

Осень – начало не только школьной жизни, но и детсадовской. Как к ней подготовиться?
Наш эксперт – кандидат психологических наук, психолог-консультант ДЦДЛ им. Н. А. Семашко Игорь Костин.
Максим пошел в детский сад в три года. Два дня спокойно прощался со мной в раздевалке и уходил в игровую комнату. На третий спросил, наморщив лобик: «Мама, а как из садика выйти домой?». А потом начались душераздирающие сцены с плачем по утрам, с криками: «Не хочу идти в сад!»
И желание реализовалось: первые полгода больше двух-трех дней подряд он в садик не ходил – болел. Похоже, мой ребенок оказался «несадовским» – из тех, кого, отчаявшись приучить к дошкольному учреждению, родители поручают няням или бабушкам. Или я что-то делала не так?

Готовимся играючи
По мнению психологов, если ребенок плачет и цепляется за маму, когда его начинают водить в детский сад, – это нормально. Родителям надо просто набраться терпения, ждать и не сердиться на маленького.
Чтобы период адаптации проходил легче, начинайте готовить малыша к садику заранее. Гуляя, время от времени подводите его к ограде – показать играющих малышей, рассказывайте, чем они занимаются в саду. Чем больше деталей о предстоящей новой жизни ему станет известно, тем легче пройдет адаптация. Надо рассказать и о том, какой в садике режим: дети гуляют, потом обедают, затем спят… Хорошо бы прийти хоть раз вечером, чтобы малыш увидел, как мамы и папы забирают детей домой.
Лучший способ что-либо объяснить ребенку – через игру. Ролевые игры могут прекрасно подготовить к садику. Выберите из игрушек куклу или мишку и день за днем играйте в детский сад. При этом не забывайте повторять, что мишке в садике нравится.
А перед самым поступлением в сад приведите своего малыша познакомиться с воспитательницей, покажите, какие в саду игрушки, где что лежит: «Здесь красивый самолет, а здесь живой попугай»… Все это даст ему возможность освоиться в новой ситуации.
Объясните ребенку, что теперь он уже большой, ходить в садик для него так же важно, как для мамы и папы – на работу. Попадая в коллектив, малыш обретает новую для него социальную роль и должен этим гордиться.

Рано – не рано?
Определить, готов ли психологически ребенок оторваться от мамы и пойти в сад, нетрудно.
Если малыш постоянно плачет, когда мама уходит из дома, хотя остается с папой или бабушкой, привыкать к садику ему будет нелегко. Когда эта сверхнапряженная привязанность ослабнет, адаптация к новым условиям будет проходить легче.
Другой критерий – отношения с детьми. Если малыш жизнерадостен, на прогулке стремится играть с другими детьми, это хороший знак. Меланхоличные, малообщительные, стеснительные дети привыкают к детскому саду труднее.

Срок адаптации
Первые дни новичку неуютно в саду. Дайте ему с собой любимую игрушку или какую-нибудь вещь из дома, у малыша должно быть чувство неразрывности с семьей.
Дети могут чувствовать себя брошенными, когда мама отводит их в садик и исчезает. Мама говорит: «Я приду за тобой в пять часов», но малышу непонятно, когда это время наступит. Чтобы малыш чувствовал себя спокойно, расскажите ему весь распорядок дня: «Вы погуляете, потом ты покушаешь, поспишь, после этого у вас будет вкусный полдник, ты еще немного поиграешь с детьми, и я за тобой приду».
Некоторые родители в награду за хорошее поведение обещают купить игрушку или что-нибудь вкусненькое. Всегда выполняйте обещания, иначе в следующий раз прием не сработает.
Забирая ребенка, родители обычно интересуются, как он ел, спал. А вы расспросите воспитательницу, играл ли он с другими детьми. Если в садике у него пока нет друзей, с которыми хочется вместе играть, пойдите на маленькие хитрости. Мама одной девочки, например, говорила, когда та не хотела идти в сад: «Все дети там тебя любят и очень ждут». Девочка шла в садик, как на праздник, и, входя в группу, важно сообщала: «Дети! Я пришла!».
Когда вечером забираете ребенка домой, внимательно расспросите его, что было в садике, постарайтесь вникнуть во все проблемы. Они могут показаться пустяковыми, но для малыша они важны. Пусть он выскажет свои страхи и тревоги. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы заботитесь о нем даже тогда, когда вас нет рядом.

Я не садовский, я домашний!
Так заявил мой трехлетний сын, неделю походив в садик.
Большинство привыкает к «садовской» жизни примерно за полгода. Но есть и такие дети, кто продолжает плакать и упираться спустя этот срок. Максим оказался как раз таким.
Я начала терзаться сомнениями: а стоит ли овчинка выделки? Может быть, вреда от сада больше, чем пользы? Может, не мучить ребенка, а держать его дома? Только воспоминания о том, с каким трудом мы попали в этот сад, удерживали меня от решительного шага.
К тому же и известный своим оптимизмом доктор Спок, книжку которого я всегда листаю в минуты сомнений, пишет: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома. Но это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд».
Я решила посоветоваться с нашим, можно сказать, семейным педиатром, которая лечила еще меня, Галиной Григорьевной Бородавко. И вот что она мне сказала:
– Многие дети, когда начинают ходить в детский сад, что называется, «не вылезают из простуд». Одна из причин частых болезней – увеличившееся число контактов. Дети приносят в сад из своих семей разные вирусы. Но дело не только в этом. Надо учитывать и стресс, и психологический дискомфорт, который испытывают малыши. Бегство в болезнь – известный прием психологической защиты. Иногда родителям кажется, что ребенок заболевает нарочно. На самом деле такое стремление он испытывает неосознанно, и это не симуляция, температура поднимается из-за подсознательного желания заболеть, чтобы остаться дома.
Конечно, нужно закаливать ребенка и укреплять его физическое здоровье. Но при этом не менее важно восстановить душевную гармонию, постараться добиться, чтобы ребенок ходил в детский сад не в подавленном, а в приподнятом настроении.

* * *
Максим до сих пор ходит в садик на полдня. Там он учится раскрашивать и лепить, а также общаться с другими детьми. В садике у него уже появились друзья, а недавно он сказал: «Раньше я думал, что воспитательница плохая, а теперь вижу, что она добрая».
Мы с мужем вздохнули с облегчением. Может, ребенок скоро согласится оставаться в саду и на целый день?

Кстати
Детсадовцы болеют чаще. Это в очередной раз установили английские ученые, которые изучили показатели здоровья более чем 10 тысяч детей. Посещающие детский сад малыши чаще на 56%, чем их домашние сверстники, кашляют, на 23% – имеют насморк, на 23% – заболевают астмой, на 75% – страдают сенной лихорадкой, на 49% – у них регистрируют экзему, на 27% – пищевую аллергию.

Совет
Первый год – всегда самый сложный, и родителям надо запастись терпением. Одним детям достаточно неделю-другую походить в садик на полдня, после чего они спокойно остаются там до вечера. Другим приходится в щадящем режиме прожить и месяц, и два, и три… Можно пойти на компромисс: все время водить ребенка на полдня. И уж в крайнем случае, если ребенок никак не приживается, альтернативой садику могут стать различные развивающие центры, где с детьми занимаются музыкой, танцами, изобразительным искусством, физкультурой… Любая группа, состоящая из детского коллектива и воспитателя, даст малышу ценный опыт социального общения.

Светлана Рябухина

Источник