Мамины слова не помогают детям усвоить нормы поведения

Мамины слова не помогают детям усвоить нормы поведения

14.05.2009
Статьи и обзоры Воспитание детей

Исследователи из университета Сассекса подвели итоги многолетнего исследования, посвященного изучению социальных навыков и понимания межличностных отношений у детей. Они начали изучать группу детей, когда тем было по три года. И закончили наблюдение, когда детям исполнилось по 12 лет.
Дети вместе со своими мамами выполняли разные задания и проходили тесты, показывая, как они понимают и оценивают нормы поведения человека в обществе.

Семейный просмотр
К примеру, один из тестов, придуманных исследователями, основывался на просмотре участниками телевизионной комедии «Офис». В ее оригинальном британском варианте один из главных героев -Дэвид Брент (персонаж известного британского комика Рикки Гервайса) - типичный пример «бесчувственного» индивидуума, который совершенно некорректно ведет себя в самых разных психологических ситуациях.
Как рассказал доктор Никола Юилл (Nicola Yuill), возглавлявший исследование на завершающих этапах, примерно с восьми лет дети так же, как и взрослые, начинали негативно оценивать сцены с «бестактностями» Дэвида Брента и хорошо понимали, что именно этот герой делает неправильно. К концу исследования они выполняли это и другие задания на понимание социальных норм и правил поведения так же хорошо, как и их матери. Фактически, по мнению ученых, детей от 12 лет с точки зрения социальной адаптации можно считать взрослыми.

Мамины слова
Когда эти дети были маленькими, исследователи изучали, какие слова и термины мать использовала в разговоре с ними. Они вместе рассматривали серию картинок с разными сценками из повседневной жизни. Выяснилось, что лучше всего со «взрослыми» тестами справлялись дети, чьи матери несколькими годами ранее описывали эмоциональное состояние людей на картинке, предполагали, о чем эти люди думают и что собираются делать.
Сильнее всего связь между разговорами об эмоциях и развитием социальных навыков проявляется в восьмилетнем возрасте. К 12 годам дети, с которыми таких разговоров не проводили, немного догнали своих «эмоционально заряженных» сверстников. Так ученые доказали, что к подростковому возрасту дети становятся менее зависимыми от своих матерей и более подверженными влиянию других взрослых и своих сверстников.
Связь совершенно не зависела от коэффициента интеллекта матери, ее собственных успехов при прохождении тестов на понимание межличностных отношений в обществе, а также от уровня владения родным языком - по сути, ораторского искусства. Доктор Юилл говорит, что был бы рад, если бы родители прочитали об этом исследовании и приняли его к сведению. Ведь использовать при воспитании ребенка разговоры об эмоциях и душевном состоянии окружающих не трудно. Это не требует специальных навыков, психологического образования или слишком много времени. Это вполне доступно, притом может дать детям хорошие задатки для развития навыков общения и правильного, этичного поведения в обществе.

Понимать не значит использовать
Однако ученые выявили другой интересный момент. Если ребенок хорошо понимает социальные нормы и правила, это не гарантирует, что он будет вести себя в соответствии с ними. К примеру, экспериментаторы провели несколько тестов на «работу в команде»: мама и ребенок управляли модельными автомобилями на игрушечной гоночной трассе. Так вот дети, которые продемонстрировали наилучшие результаты в тестах на понимание социальных взаимодействий, на удивление наиболее негативно и агрессивно вели себя по отношению к своим матерям, совершенно не желая сотрудничать с ними на трассе.
«Из нашего исследования я, конечно, не могу сделать выводы, что понимание межличностных отношений в обществе, социальных норм и этики непременно гарантирует хорошее поведение ребенка, - сделал осторожный вывод Никола Юилл. - Понимание окружающих - это только часть картины. Нужно еще научить ребенка использовать это понимание социально приемлемым и полезным образом».
Исследование инициировано и поддержано Британским советом по экономическим и социальным исследованиям.

Ася Парфёнова