Как облегчить жизнь первоклас­снику?

Как облегчить жизнь первоклас­снику?

03.09.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

Когда ребенок идет в первый класс, меняется жизнь всей семьи. Пройдет минимум полгода, по оценкам физиологов, прежде чем все войдет в свою колею, и школа станет привычным делом. Как облегчить жизнь первокласснику и себе заод­но?

Готов ли?
Чтобы не было, как в анекдоте про парашютистов «Готов? Не готов! Все равно пошел... А вот теперь готов!», лучше заранее представлять, что ждет ва­шу деточку в школе, с какими возможными пробле­мами придется столкнуться. Как понять, готов ли вообще ребенок к школе?
Тут показательны две вещи: желание учиться и умение соблюдать правила.
Как правило, все дети поначалу очень хотят в школу. То есть с мотивацией проблем нет (и куда потом все это девается?..). Еще бы – это же новая ступенька в социальной лестнице, возможность из­бавиться от надоевшего детского сада, обзавес­тись большим красивым портфелем и дневником…
С правилами сложнее. Далеко не все дети умеют их соблюдать и с ходу включаются в ролевую иг­ру «учитель - ученик». Многие, придя в школу, не понимают, зачем они должны на уроке поднимать руку, почему надо молчать, когда другой ребенок отвечает, или вставать, когда в класс входит учи­тель.
Чтобы ребенку проще было понять, как себя вес­ти, полезно поиграть с ним в школу. Причем чем больше детей примет в этом участие, тем лучше. И дайте чаду возможность побыть не только учени­ком, но и учителем – так он на своем опыте испыта­ет, что неприятно, когда тебя перебивают или не слушают.
Вообще, любые игры по правилам первоклашкам полезны. Например, в «съедобное - несъедоб­ное». Или есть такая игра: «Да» и «нет» не гово­рить, «черное» и «белое» не называть». Это уско­рит адаптацию.

Домашний и детсадовец
Сейчас «домашние» дети нередко оказываются лучше подготовленными к школе, чем «детсадов­ские». У них лучше развита речь, потому что они больше разговаривают со взрослыми, им больше читают… Они ходят в развивающие центры, где с ними занимаются рисованием и музыкой... Но шко­ла - это не только новые знания. Это толпа детей, шум – неудивительно, что для «домашних» первое время в школе – один сплошной стресс.
Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он - если не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых… А в школе все такие. И каждый претендует на место единст­венного. В школе, оказывается, сложно не только учиться, но и выстроить отношения с одноклассни­ками и с учителем. И вот здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества. Дети та­ких ценят.

Мама, роди меня обратно!
Стал много плакать. Только пошел в школу, и тут же заболел. Стал плохо спать. Чувствует себя утомленным. Раздражается. Жалуется на головные боли. Все это типичные проблемы многих первок­лассников. Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняет­ся настроение, чуть только о ней заходит речь.
Надо быть внимательным к таким симптомам и ста­раться больше с ребенком разговаривать, расспра­шивать, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось … И фиксировать его внимание на позитивных моментах. Учить во всем видеть плю­сы. Это очень важно! Так формируется позитивное отношение и к школе.
Говорите больше обо всем том хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Это полезно и для дальнейшего формирования личности. Люди, которые умеют обращать внима­ние на все хорошее, что есть в их жизни, и лучше себя чувствуют, и дольше живут. И не критикуйте учителя в присутствии ребенка, даже если вы не согласны с ним. Наоборот, подмечайте все хоро­шее, что в нем есть, и говорите с ребенком об этом хорошем.

Начало учебы в школе - большая нагрузка на организм ребенка.
Меняется пульс, артериальное давление, дыха­ние… Первокласснику приходится подолгу сидеть, и это тоже не лучшим образом влияет на его само­чувствие. По статистике, 60% первоклассников ху­деют к концу 1-ой четверти, у многих снижается артериальное давление (что является признаком утомления).
Чтобы помочь ребенку справиться с нагрузками, используйте простейшую формулу: на отдых нуж­но выделять в два раза больше времени, чем про­должалась сама работа. Если организм не успева­ет восстановиться, утомление накапливается, ребе­нок начинает болеть.
Постарайтесь спланировать вашу жизнь так, чтобы вторую половину дня первоклассник проводил до­ма, а не на продленке. Желательно, чтобы он спал днем, а ночью - не меньше 11 часов. Не старай­тесь в придачу к школе сразу записывать его на всевозможные допзанятия. А вот спорт - очень да­же полезен.
И конечно, нужна психологическая поддержка. Ре­бенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, несмотря на все школьные трудности.