Новый учебный год Москва встречает укрупнением школ

Новый учебный год Москва встречает укрупнением школ

26.08.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

Не менее 90 малокомплектных столичных школ будут реорганизованы и присоединены к более крупным Центрам образования до 2012 года. Родители и педагоги некоторых закрываемых учреждений протестуют против закрытия, но чиновники считают недовольство надуманным, а директора таких школ «не хотят покидать свои директорские кресла».
23 августа стали известны подробности программы правительства Москвы по реорганизации и объединению столичных школ (данный документ имеется в распоряжении GZT.RU). В истекшем учебном году департамент уже реорганизовал 25 малокомплектных школ, до 1 сентября процесс слияния с более крупными Центрами образования должен завершиться еще у 19 небольших (до 350 учащихся) школ. До 2012 года перестанут существовать как отдельные учреждения еще 46 таких школ.
Руководитель департамента Ольга Ларионова на пресс-конференции, посвященной новому учебному году, рассказала, почему закрывают малокомплектные школы. Самая важная причина реорганизации— сокращение неэффективных расходов в сфере образования. Вторая по важности причина— демографическая яма. Школьников становится меньше. Однако, по ее словам, ни одна школа не будет закрыта и ни одно школьное здание не будет пустовать.
В планах департамента перепрофилировать оставшиеся 60 малокомплектных образовательных учреждений за ближайший учебный год, в них планируется разместить 122 дошкольные группы (2 850 детей).
Также в 32 учреждениях типа «начальная школа-детский сад» будут переделаны помещения под дошкольные группы, а учащиеся 1–4 классов— переведены в ближайшие школы с учетом пожелания родителей, что позволит дополнительно создать 1 535 мест для детей дошкольного возраста.
По словам Ларионовой, не будут закрыты 78 малокомплектных школ, потому как они находятся в таких микрорайонах, где нет школ не только шаговой доступности, но и находящихся на более отдаленном расстоянии.

Цифры нового учебного года
В 2010–2011 учебном году в московские школы придут около 81 тыс. первоклассников. В прошлом учебном году их пришло на 2 тысячи меньше. В 2010 году число учителей равно 57719 человек, за год их количество возросло на 1850 человек. Очередь в московские детские сады в сентябре 2010 года составит 25,5 тыс. человек.

«Педагогические коллективы иногда недовольны»
У реорганизации школ есть много противников, как среди родителей, так и среди учителей и сотрудников малокомплектных школ.
«Обращения встревоженных родителей связаны с недоработками районных управлений образования и педагогических коллективов самих школ»,— заявила Ольга Ларионова.
«Педагогические коллективы иногда недовольны. Это связано с тем, что ряд педагогических коллективов привык работать тихонечко, в своих маленьких школах, в которых их никто не видит, не знает, современные технологии не применяются, уровень знаний учащихся не тот, который нужен»,— добавила Ольга Ларионова.
На вопрос корреспондента GZT.RU о том, удалось ли уладить конфликтную ситуацию (GZT.RU писал о ней 27 июля), связанную с реорганизацией школ №№ 27 и 469, Ларионова отвечать отказалась.

27-я открытая школа. История вопроса
Известная на всю Москву и Подмосковье (см. материал GZT.RU от 27 июля) школа, работающая по уникальной индивидуальной программе обучения (см. страницу школы в энциклопедии «Одаренные дети России»). Здесь учатся дети-актеры, дети-спортсмены, дети-музыканты, постоянно уезжающие на сборы-концерты-гастроли. Еще в 2008 году в школе обучались более 700 человек, так что малокомплектной ее назвать никак нельзя. Тем более что это— не обычная «районка», которая моментально реагирует на демографические ямы. «В течение нескольких лет управление образования Центрального округа снижало для школы планку по приему. Сначала до 500 человек, а затем и вовсе до 200»,— рассказала GZT.RU директор школы Светлана Макейчик. Она все еще пытается остановить процесс, обращаясь к разным общественным и государственным структурам. Школа уже присоединена к Центру образования № 354.
В пресс-службе департамента образования GZT.RU заявили, что проблема с присоединением 27-й Открытой школы к школе №354 надуманна.
Делается это по причине снижения численности учащихся в школе № 27 в течение последних 5 лет (с 650 до 178 человек). Это произошло в связи с расширением возможностей детей на получение образования в различных формах по месту жительства в других округах.
«Школа №27 перестала быть единственной, кто эффективно использует все эти различные формы образования. Например, в Центральном округе так работают школы №№ 497,1480, 57, 88, 1441, 96, 1496, в каждой из которых более 500 учащихся участвуют в разных формах обучения»,— заявили GZT.RU в департаменте.

«Директор очень хочет сохранить свое директорское кресло»
Насчет 469-й школы руководитель пресс-службы департамента Александр Гаврилов говорит, что «с ней ситуация еще проще». «Директор очень хочет сохранить свое директорское кресло, да и коллектив педагогический никакой»,— заявил Гаврилов.
Напомним, что педагогический коллектив средней школы № 469 еще 19 мая провел пресс-конференцию с громким названием «В Москве началось уничтожение школ», на которой заявили о несогласии с решением главы управления образования Юго-Восточного округа (ЮВАО) Людмилы Митрюк о реорганизации их школы.
Несколько лет педагоги ждали ввода в действие нового здания (пока еще обучение проходит в здании, построенном в 1936 году). Но в момент, когда здание уже оказалось построенным, они узнали, что школы № 469 больше существовать не будет. Учителя и родительский комитет уверены, что с закрытием их школы в Южно-портовом районе округа возникнет острый дефицит мест в школах.
В пресс-службе департамента опровергают данные о том, что у жителей района могу возникнуть какие-либо проблемы с наличием школ в шаговой доступности.

Евгений Насыров