Россияне получат право усыновлять американских детей

Россияне получат право усыновлять американских детей

18.06.2010
Статьи и обзоры Усыновление

Договор по вопросам усыновления между Россией и США будет подписан только к концу июня. Как заявил GZT.RU уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов, стороны все еще не достигли полного взаимопонимания по некоторым вопросам.
Среди них— принцип взаимности (то есть возможность усыновления россиянами американских детей), обратная сила договора (чтобы его положения распространялись на ранние усыновления) и обязательный контроль за условиями содержания детей, который американцы воспринимают как вмешательство в частную жизнь. Отчасти согласию мешает и то, что приемной матери Артема Савельева Тори Хансен до сих пор так и не предъявили обвинения, несмотря на сделанные ранее заверения.

Третий раунд переговоров
Переговоры американской и российской сторон по вопросам международного усыновления вышли в финальную стадию. Как рассказал GZT.RU Павел Астахов, фактически текст двустороннего межправительственного договора об усыновлении готов, однако с его подписанием возникли определенные сложности.
«Сейчас происходит детализация каждого пункта,— сказал он GZT.RU.— Во вторник мы со своими правками отдали текст американской стороне, сегодня (16 июня.— GZT.RU) они нам его снова вернули со своими поправками… Все это требует дополнительного обсуждения. Они цепляются за каждую букву, и я не думаю, что сегодня он будет подписан. Мы с самого начала установили срок— до конца июня, и пока в него укладываемся».
В настоящее время идет третий, последний, раунд переговоров. Над документом работает совместная российско-американская группа экспертов. Им уже удалось договориться по ряду вопросов. Например, об отмене так называемого независимого усыновления и аккредитации специально для этого создаваемых агентств, а также о том, что усыновленные дети будут до 18 лет иметь двойное гражданство.
Вопрос был поднят после того, как в апреле этого года американка Тори Хансен прислала в Россию самолетом усыновленного ей 8-летнего Артема Савельева, сопроводив его лишь отказной запиской. История вызвала широкий общественный резонанс в обеих странах.
«Основная цель наших переговоров— перейти от пассивного созерцания отдачи наших детей в США к активной фазе совместной работы, то есть это качественно другая позиция,— пояснил Астахов.— И ради этого хочется быстрее завершить работу, но есть смысл не торопиться ради того, чтобы потом не возникало никаких недоразумений».

Россия добилась взаимности
По словам Павла Астахова, у американцев было несколько серьезных возражений. Например, они не хотели подписывать взаимообязывающий договор, а настаивали на том, чтобы пользоваться Россией как поставщиком детей для желающих их усыновить.
«В США около 60 тысяч наших детей,— сообщил омбудсмен.— А в России нет ни одного усыновленного американского ребенка. Это принципиально важный момент. У нас в Семейном кодексе прописан принцип взаимности, и мы должны на него опираться. А они впервые об этом слышат и считают, что договор должен отражать принцип „донор-реципиент“, то есть мы отдаем детей, а они получают».
По словам Астахова, российская сторона настаивала на принципе взаимности, и американцам пришлось брать паузу и серьезно думать на этим вопросом, но в итоге они все-таки согласились.
«Когда мы подпишем договор, нужно усыновить ребенка из США, хотя бы ради прецедента»,— считает Астахов.

Право на частную жизнь и контроль
Также российские эксперты настаивали на том, чтобы договор имел обратную силу, то есть распространялся на те усыновления, которые произошли раньше его подписания.
«Это очень важно, потому что это вопрос контроля за жизнью наших детей и ответственности тех, кто нарушает права ребенка,— считает Астахов.— К сожалению, мы вообще не имеем сведений о многих усыновленных детях».
По его словам, вопрос контроля за усыновителями вызвали у американцев серьезные возражения.
«Это самый тяжелый для них вопрос,— пояснил Астахов.— Им очень сложно отказаться от права на частную жизнь».
Согласно достигнутым договоренностям, семьи, которые в дальнейшем будет усыновлять ребенка, будут подписывать бумаги о согласии на контроль. О тех же, которые взяли ребенка ранее, сейчас еще ведутся переговоры.
Также вопрос во многом затронет агентства, которые занимаются усыновлением. По словам Астахова, они берут на себя обязательства следить за жизнью детей в приемных семьях, за условиями их содержания.
Вопрос переустройства ребенка из семьи в семью, по словам омбудсмена, тоже потребовал дополнительных согласований и оттянул время подписания соглашения.
«Ни для кого не секрет, что есть определенное количество детей, от которых отказываются,— рассказал Астахов.— Их достаточно много, и мы ничего не знаем об их дальнейшей судьбе. Мы настаиваем, чтобы в случаях отмены усыновления вопрос переустройства ребенка не только обязательно согласовывался с российской стороной, но и должна даваться возможность нашим семьям участвовать в этом процессе. Может быть, ребенка лучше будет вернуть обратно в Россию. Мы должны не только контролировать этот процесс, но и участвовать в нем».
При этом, уточнил омбудсмен, учитывается мнение самого ребенка старше 10 лет.

Тори Хансен может избежать наказания
Так как переговоры, призванные вывести взаимоотношения между Россией и США в вопросах усыновления на новый уровень, начались с истории Артема Савельева, Астахов предложил назвать межправительственное соглашение «Договором Савельева— Хансон».
Между тем, по его словам, с наказанием приемной матери Артема Тори Хансен сложилась весьма странная ситуация.«Сначала нас заверили в том, что ей предъявляются обвинения, но потом оказалось, что это не так,— удивлен Астахов.— У нас нет сведений, есть ли вообще какое-то уголовное дело в отношении нее. Американцы ссылаются на то, что все это должно происходить на местном уровне, то есть опять отговорки. Ситуация очень странно выглядит. Очевидно, что если бы она вот таким образом отказалась от ребенка, усыновленного в США, ее бы давно посадили. При этом они всегда говорят, что Артем Савельев— американец, ему выдали американский паспорт. Но почему тогда не карается грубое нарушение прав американского гражданина?»
Астахов затрудняется предположить, почему никто до сих пор не взял на себя инициативу сформулировать и предъявить обвинение Хансен и довести это дело до конца.
«Мы этот вопрос так не оставим,— пообещал омбудсмен GZT.RU.— Будем еще обращаться, вплоть до президента США, будем добиваться привлечения ее к уголовной ответственности. Необходим прецедент, ведь Америка— страна прецедентов».
Сам Артем, по словам омбудсмена, сейчас отдыхает на море вместе с взявшим его на попечение патронатным центром. И единственное американское, по чему он скучает, это фастфуд.

Марина Юршина