Выбираем первую учительницу

Выбираем первую учительницу

23.03.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

С 1 апреля начинается запись в школу.
Педагоги и психологи считают: для первоклассника важно даже не учебное заведение, а человек, который будет с ним все четыре начальных класса.
Главная задача начальной школы - научить учиться. Здесь не дают энциклопедических знаний или каких-то очень уж специфических умений. От детей никто не требует особенных способностей к тем или иным предметам.
Здесь дают базу. И дальнейшие успехи вашего ребенка в учебе определяются тем, как он научится воспринимать новые знания за первых четыре школьных года.
А поскольку в младших классах с детьми занимается одна-единственная учительница, именно от нее и программы, которую она использует, зависит, будет ли ученик все десять лет бегать на уроки с радостью или школа для него станет нудной каторгой.
Как подобрать «правильную» первую учительницу, читателям «Комсомолки» рассказали профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психологопедагогического университета Ирина КУЛАГИНА и методист начальной школы Ольга УЗОРОВА.

ПРАВИЛО 1: НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ РЕБЕНКА
Учебное заведение семилетний «абитуриент» выбирает не сам - за него это делают родители. И очень важно, чтобы они разобрались и в собственном чаде, и в том, насколько ему подходит каждая школа, которую вы рассматриваете как вариант.
В этом-то и сложность: родители необъективны. Во-первых, чадо слишком родное и любимое, чтобы посмотреть на него со стороны. А во-вторых, большинство родителей проецируют на ребенка свой опыт. Зачастую бывает так, что у самоуверенной мамы очень робкий и застенчивый сын, а у папы-тихони боевая дочка.
Родители, желая своему ребенку только хорошего, выбирают «как для себя» и оказываются не правы: у отпрыска совершенно другие свойства личности и потребности. Поэтому стоит заранее пообщаться с кем-то из профессионалов - педагогов или психологов, - которые помогут сориентироваться и подскажут, что именно необходимо этому конкретному первокласснику.
Очень хороший способ - записаться в школу на занятия, которые с будущими первоклассниками проводят те самые учителя, которые будут набирать новые классы. Тогда можно будет заранее примерить, подходит ли та или иная Мария Ивановна, и еще останется время ее сменить.

ПРАВИЛО 2: С ШЕСТИ ИЛИ С СЕМИ?
От того, в каком возрасте ваше чадо идет в первый класс, тоже многое зависит. Между детьми 6 и 7 лет очень большая разница.
Шестилетки очень нуждаются в комфортной атмосфере, в доброжелательной учительнице. А в семь ребята уже психологически готовы к тому, чтобы попасть в руки к авторитарному педагогу. Таких преподавателей большинство. Авторитарность - нормальное свойство учителей начальной школы. Здесь они получают авторитет автоматически, просто по факту своего появления в жизни ребенка. Поэтому они могут держать класс, добиваться дисциплины, усердных занятий.
Но для шестилетних первоклассников намного важнее ощущение душевного тепла, исходящего от учительницы. Без него им будет совсем грустно и очень трудно.

ПРАВИЛО 3: ПУСТЬ ПОХВАЛЯТ
Самый очевидный способ узнать, какая учительница хорошая, а какая не очень, - опросить четвероклассников, которые встретятся на улице неподалеку от школы. Именно их нынешние учителя будут набирать себе новых учеников.
Первый вопрос, который можно задать встреченному четверокласснику из той школы, куда планируется отдать своего ребенка, может быть такой:
- Ты любишь свою учительницу?
Если с педагогом все нормально, ребенок обязательно скажет: «Да». Первых учительниц всегда любят, так и должно быть, и если вдруг этого почему-то не происходит, стоит насторожиться.
Можно расспросить четвероклассника о его однокашниках: именно учительница формирует «общественное мнение». Хороший педагог найдет в любом ребенке положительные черты и сделает так, чтобы весь класс о них знал. Поэтому, если один ученик начальных классов отзывается о нескольких товарищах однозначно плохо, это, скорее всего, свидетельствует о слабости учительницы.

ПРАВИЛО 4: ПОДЕРЖАТЬСЯ ЗА КРАЙ ПАЛЬТО
Прорваться в столичную школу во время уроков не так просто - охрана не пустит. Если все же получится, стоит постоять под дверью класса и послушать, что происходит на уроке у потенциальной «своей» учительницы.
Звенящая тишина и гвалт - одинаково плохие признаки. В идеале в классе должна быть так называемая атмосфера психического комфорта: когда есть вопрос по делу, ученики не боятся его задать, но при этом и не кричат просто так. Дисциплину зачастую понимают как обязанность школьника быть немым паралитиком, а это не так. Детям свойственно быть активными, а задача учителя - направлять их бурные выплески на пользу дела.
Если проникнуть в здание школы не удалось, можно понаблюдать за прогулкой на улице. «Плохая» учительница держится в стороне от своих детей, они сами к ней стараются не приближаться. С «хорошим» педагогом все происходит наоборот: на ней дети виснут, стараются хотя бы подержаться за край пальто.

ПРАВИЛО 5: С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Имеет смысл и ребенка взять с собой «в разведку». Контакт ученика и учительницы - как любовь с первого взгляда. Понять, будет ли он, можно после полуминутного разговора. Если у ребенка есть отторжение, не надо отдавать его к этому педагогу или искать виноватого: просто эти два человека друг другу не подходят.

ПРАВИЛО 6: А КТО У НАС ДИРЕКТОР ШКОЛЫ?
В школе очень многое зависит от директора. Если руководит учебным заведением внятный, адекватный и спокойный человек, можно быть уверенным - весь персонал такой же. Директор подбирает учителей под себя, именно он задает тот стиль работы и общения, который его подчиненные применяют потом к своим ученикам во время уроков.
Если вдруг в ближайшей к дому школе не оказалось ни одной подходящей учительницы, стоит поискать в соседних. Первокласснику вполне по силам ездить в школу, добираться до которой он будет полчаса. Особенно если одним транспортом и без пересадок. В радиусе получасовой доступности в Москве всегда есть несколько школ. И одна из них обязательно подойдет даже вашему самому особенному, уникальному и удивительному ребенку.

КСТАТИ
Два типа школ
Первые направлены в первую очередь на развитие интеллекта. Это гимназии, лицеи, специализированные школы. Многие из них работают по методикам Эльконина - Давыдова, Занкова, используют другие развивающие программы. Процесс обучения здесь построен более жестко и требовательно, зато и результаты на выходе обычно получаются лучше. В такие школы лучше идти с семи лет, и надо быть готовым к большой и разнообразной нагрузке.
Школы второго типа больше ориентированы на комфорт ученика. В большинстве своем они имеют эстетический уклон. Учебные заведения такого типа могут работать, например, по Вальдорфской системе. Отношения между педагогами и школьниками здесь более теплые и комфортные. Они дают неплохое творческое развитие, но рассчитывать на блестящие академические знания здесь вряд ли стоит.

Алексей Дуэль