Единый экзамен - чего ждать выпускникам

Единый экзамен - чего ждать выпускникам

15.03.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

О том, с какими новациями могут столкнуться выпускники российских школ, сдавая Единый государственный экзамен, говорит директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России, кандидат педагогических наук Игорь Михайлович Реморенко.
- Сразу отмечу, что пока мы можем говорить лишь о тех нововведениях, которые уже утверждены Министерством юстиции и с этого года обязательны для всех российских выпускников.
Первое изменение: раньше вузы имели право определять минимальное количество баллов, необходимых для поступления, только по профильному для данного вуза или факультета предмету, а с этого года они могут устанавливать такой минимум и по другому предмету. Например, для поступления на экономический факультет профильный предмет - математика, а вторым факультет может назвать, допустим, обществоведение. Это позволит вузам принимать более подготовленных абитуриентов, точнее учитывая специфику образовательной программы вуза. Кроме того, такая практика позволит отсечь при поступлении «глубоких троечников». Ведь по данным университета «Высшая школа экономики» со средним баллом по ЕГЭ по физике и математике ниже 55 в прошлом году на инженерные специальности было принято около трех четвертей первокурсников.

- Как такое возможно?
- Единым экзаменом определен базовый уровень оценки знаний по каждому учебному предмету - не ниже 30 баллов; иначе выпускник вообще не может быть аттестован. И чем выше сумма баллов по всем предметам, тем больше у абитуриента шансов быть принятым в вуз. Прежде в списке вступительных испытаний выделялся один наиболее значимый для него предмет, профильный. Так, чтобы быть принятым на экономический факультет, выпускник должен был иметь не только такую общую сумму баллов, которая необходима для зачисления на первый курс, но и получить на госэкзамене по математике не менее, скажем, 45 баллов. А с этого года столь же повышенный проходной порог может быть задан - я продолжу пример - и для обществоведения.

- То есть он фактически становится вторым профильным предметом?
- Да, и это предоставит факультету больше возможностей для отбора тех, кто лучше подготовлен по наиболее важным для данной специализации предметам.
Кстати, замечу, что сегодня более 40 процентов тех старшеклассников, кто уже определился с выбором будущей профессии, обучаются в «профильных» старших классах; в одних предпочтение отдается точным наукам, в других - гуманитарным. Учащиеся таких классов, как правило, успешнее преодолевают вузовские конкурсы или более осмысленно выбирают учреждения среднего профессионального образования. При этом для тех, кто ориентирован на гуманитарную сферу деятельности, курс математики в старших классах может быть упрощен.

- Будут ли новые пороговые уровни по профильным предметам едины для любого вуза страны (допустим, в Новосибирске и в Москве), или каждый вуз может устанавливать свой порог?
- Единым для всей страны остается только базовый уровень для каждого учебного предмета, по которому выпускники сдают единый экзамен, те самые 30 баллов, а сумму баллов по профильным предметам, необходимым для поступления на тот или иной факультет, будет иметь право определять каждый вуз.
Второе изменение вводится по предложению Российского Союза ректоров, оно позволит снизить, говоря условно, техническую нагрузку на вузы. Суть дела вот в чем. До нынешнего года было три волны подачи документов для зачисления в вузы; в результате во многих вузах прием шел до сентября. С этого года выпускникам придется уложиться в две волны; первая продлится с 30 июля по 5 августа, вторая - с 5 по 10 августа. Не преодолевшие вузовского конкурса успеют подать документы в учреждения среднего профессионального образования, а вузы в случае необходимости могут до 1 сентября объявить об оставшихся вакантных местах и добрать студентов на первый курс.
И третье изменение: с этого года выпускники имеют право подавать заявления о приеме только в пять вузов, а внутри вуза участвовать не более чем в трех конкурсах, то есть претендовать на поступление в один из трех факультетов.

- Какова цель такого ограничения?
- Предполагается, что такое ограничение побудит выпускников более осмысленно подходить к выбору будущей профессии, не подавать заявления о приеме на факультеты, не имеющие между собой ничего общего.
Есть еще блок вопросов, которые еще обсуждаются, решения по ним могут быть приняты в ближайшее время. Например, по двум обязательным на ЕГЭ предметам - русскому языку и математике - предлагается разрешить выпускникам самим выбирать, на какой уровень, базовый или профильный, они будут экзаменоваться.

- Что это им даст?
- Те выпускники, которые готовятся поступать на гуманитарные факультеты и заниматься, скажем, филологией, будут сдавать русский язык как профильный предмет, а математику, в которой они слабее, как базовый. И наоборот, те, кто готовят документы для поступления на инженерные факультеты или тот же экономический, где математика - предмет профильный, на выпускных экзаменах смогут сдавать ее на профильный уровень, а русский язык - на базовый.

- Регламентируются ли экзамены по языкам национальных республик?
- На федеральном уровне - нет, это прерогатива республиканских органов образования. В национальных республиках школьники помимо русского языка как государственного изучают и родной язык, но дальше все зависит от того, кем они хотят быть. Если, например, школьным учителем татарского языка или специалистом в области татарской культуры, то при поступлении на соответствующий факультет они дополнительно к баллам, набранным на ЕГЭ по двум предметам, должны будут по решению вуза сдать экзамен по национальному языку. То же предстоит тем абитуриентам, которые, поступая на филологический факультет или в институт международных отношений, хотят изучать китайский язык. Однако, как вы понимаете, это совершенно особые ситуации, а не общая практика.

- Игорь Михайлович, почему такое внимание уделяется именно единому экзамену? Разве у системы образования нет других серьезных проблем?
- Безусловно, в системе образования есть и куда более серьезные проблемы. Мы, в частности, много работаем над системами оплаты труда педагогов, занимаемся вопросами школьного дизайна и архитектуры, проектными методами обучения. Однако можно отметить, что ЕГЭ за последние годы более любой другой инновации затронул все слои населения - школьников и родителей, школьных учителей, педагогов системы среднего специального образования, ректоров и преподавателей вузов.
Впрочем, еще в сентябре 2007 года на президентском Совете по национальным проектам руководители думских фракций, говоря о наиболее острых, с их точки зрения, проблемах образования, ЕГЭ упоминали разве что десятым пунктом. Но мимо внимания прессы это обстоятельство как-то прошло…
Так или иначе, остро обсуждаются и другие темы. Например, стоит ли уже первокурсников ориентировать на получение будущей профессии. То и дело всплывает тема так называемого распределения, которым в прежнее время завершалось высшее образование, - еще до получения диплома молодому специалисту предлагали место работы, и по закону он обязан был проработать на нем три года. Сегодня немало людей ратует за возврат к такой практике, то есть к обязанности государства предоставлять молодому специалисту рабочее место. Оппонирующие им отстаивают свободу трудоустройства. Эти и ряд других вопросов не имеют отношения к ЕГЭ.

- Понятно, но что же кардинально изменилось с введением единого экзамена?
- На мой взгляд, возникла принципиально новая ситуация. Если десять лет назад экзаменационные задания могли быть разными - скажем, одни в Калининграде, другие в Ангарске, третьи во Владивостоке, - то теперь предложена единая для всей страны мерка оценки качества преподавания и знаний выпускников любой школы - в сибирской глубинке и в кавказских республиках, в областных городах и в селе. Раньше на экзаменационные оценки могли влиять так называемые местные условия, и только благодаря ЕГЭ было создано унифицированное, единое для всей страны образовательное пространство. Что, в частности, позволило сравнить уровень образования в разных регионах России, а затем, опираясь на результаты сравнения, заняться его выравниванием.
Замечу, что введение новой формы проверки успеваемости выпускников не было увязано с новыми требованиями к качеству образования и новыми образовательными стандартами - на выходе из школы ребята должны были показать те же, что и раньше, знания, навыки, компетенции. Но сама процедура, новая форма сдачи экзамена затронула интересы всех - от самих школьников и их родителей до руководителей вузов. Я не говорю о коррупции - сразу искоренить ее вряд ли возможно,- но, замечу, что в некоторых регионах, где на экзаменаторов оказывалось давление с целью завышения оценок, руководители управлений образования были уволены. Не говорю о репетиторах - они были и будут. Но надо признать: сам процесс сдачи Единого экзамена более прозрачен и уравнивает тех, кто учится в глубинке, с живущими в больших городах.

- Понятно, что результаты Единого экзамена проявляют уровень любой школы, а ребята из провинции «отнимают» места у столичных выпускников. Но ведь не только по этим причинам у многих сохраняется отрицательное отношение к ЕГЭ?
- Нет, не только поэтому. Он в его нынешнем виде не идеален и нуждается в совершенствовании. Причем в перспективе некоторые предложения о совершенствовании практики единого экзамена заслуживают внимания, в частности предложение о создании независимых центров сдачи ЕГЭ. Хотя в основном его критикуют не за процедуру. А более всего критикуют за якобы механистичный подход к оценке знаний - за тесты, за контрольно-измерительные материалы, за то, что на один вопрос надо выбрать единственно правильный ответ из пяти предложенных… Но это - миф. На самом деле дело обстоит не так: просто выбрать правильный ответ надо лишь в первом задании (А), тогда как два других предполагают развернутые ответы - менее (В) и более (С) подробные. Причем часть «А», наиболее простой элемент экзамена, год от года сокращается, а наиболее важными для оценки уровня знаний и творческих способностей выпускника становились разделы «В» и «С».
Впрочем, обоснованная критика всегда полезна. Само министерство менее всего отстаивает механистический подход.

- Не раз говорилось о том, что будут сформулированы альтернативные тесты - они уже разработаны?
- Пока только по математике. Чтобы оптимизировать качество контрольно-измерительных материалов, надо было еще лет десять назад создавать «рынок» - повышать конкуренцию среди разработчиков тестов по всем предметам. Потому что, не испытывая конкуренции, сложившиеся группы утрачивают стимул для совершенствования заданий, что характерно для любой профессиональной деятельности - монополизм постепенно, но неуклонно ведет к снижению качества. Сейчас мы стремимся такую конкуренцию обеспечить, поддерживая создание новых методических групп. Такие группы уже работают для разработки заданий по математике, и, возможно, они успеют подготовить новые экзаменационные материалы даже к выпускным экзаменам 2010 года.

- Различаются ли сегодня, как предполагалось, тесты для выпускников, которые собираются поступать либо на гуманитарные факультеты, либо на технические?
- Нет, пока все различия связаны с базовым и профильным уровнями, однако не для предметов по выбору. Но тут важно другое: если выпускник хочет поступать, допустим, на филологический факультет или исторический, то для него на экзамене оба эти предмета автоматически становятся профильными - по ним для поступления ему необходимо набрать как можно больше баллов. И если он набирает сумму, необходимую для преодоления конкурса, то у него есть право и возможность учиться в самых престижных вузах страны.

- Какие категории выпускников получат в этом году какие-либо льготы?
- Льгота предусмотрена для людей с ограниченными возможностями здоровья: они могут сдавать либо ЕГЭ, либо традиционные экзамены. Кстати, Единый экзамен - вообще не единственная форма проверки знаний. Есть и другие - олимпиады и научные конкурсы; полученные их участниками результаты также можно отнести к льготам. В частности, победители Всероссийской Олимпиады школьников имеют различные льготы, начиная от максимального количества баллов по предмету и заканчивая поступлением без экзаменов.

Беседу провел М. Хромченко