Ребенок в частной школе: проблемный ли он?

Ребенок в частной школе: проблемный ли он?

04.03.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

Одно из направлений работы частных школ не только в России, но и во всем мире – это работа с «проблемными» детьми из обеспеченных семей. Например, учеников с повышенной возбудимостью, проблемами со здоровьем и общением, которым трудно вписаться в большой коллектив. Все это – типичные детские проблемы. Однако родители, которые ежемесячно вкладывают значительную сумму в школьное образование ребенка, испытывают действительно серьезные трудности со своими детьми, и частное образование является выходом из этой ситуации. В негосударственных школах у учителей и психологов есть возможность индивидуально заниматься ребенком, обеспечить ему наблюдение логопеда, психолога, врачей.
С другой стороны, во всех развитых странах существует так называемое элитное среднее образование, которое получают или одаренные дети, или те, чьи родители способны заплатить за это образование достаточно большую сумму. По статистике, выпускниками этих школ (5-10% учеников) являются 50-60% успешных людей.
Родители нередко выбирают частные школы потому, что им важен социальный статус семей учащихся в школе детей. Особенно это касается частных школ, которые существуют при влиятельных организациях – «Газпроме», Управлении делами Президента, Мэрии Москвы. Во многих из них мест нет на долгие годы вперед. Возникает вопрос: частная школа – эта школа для проблемных детей или для детей наиболее успешных и обеспеченных родителей?
У детей одного возраста определенные психические функции, интеллектуальные и физические навыки могут быть развиты в разной степени. Это не имеет отношения к их талантливости или успеху в будущем, но создает сложности и для самих учеников, и для преподавателей в ходе обучения.
К проблемным детям часто относят или слишком ярких, быстро усваивающих материал – им становится скучно на уроках и они мешают всему классу, - или, наоборот, медлительных: такой ребенок не успевает за темпом класса, хотя, если его не трогать, делает все правильно, и является предметом нападок учителей и сверстников. Частная школа с ее индивидуальным подходом и малой наполняемостью классов довольно быстро сводит все эти проблемы на нет.
Специфика частной школы такова, что здесь практически нет детей из неблагополучных семей. Это благоприятно сказывается на общей атмосфере в школе. В государственной школе многие проблемы детей просто не замечаются, игнорируются, тогда как в частной школе им уделяется должное внимание. Одному требуется щадящий режим и диетическое питание, другой тяжело сходится с окружающими, третий готовит себя к спортивной или музыкальной карьере и нуждается в занятиях по особому графику. Для четвертого такой особый график - единственная возможность ликвидировать отставание от сверстников. А пятый, наоборот, сверстников обгоняет и хочет пройти школьный курс поскорее. Поэтому во многом частные школы – это те, где проблемы детей решают, а не где они возникают.
Успешные родители часто требуют от своих детей довольно высоких результатов в учебе с самых ранних лет, порой даже и слишком высокие, что может приводить к временным проблемам со здоровьем у детей.
Желание родителей бесконечно нагружать ребенка в некоторых случаях может создавать только дополнительные проблемы. Отсюда и отвращение к учебе, которое питают многие дети успешных родителей, зачастую талантливые, но все-таки не настолько, как хотелось бы их родителям. А если ребенок родился «художественного склада», а родитель абсолютно уверен, что он вырастет банкиром, как и он сам, и что художники ничего серьезного добиться в жизни не могут? Проблема поколений у успешных людей может стоять особенно остро, тем более, что состоявшийся человек знает путь к достижениям, и бывает порой разочарован, если его наследник хочет избрать другой путь.
Вместе с тем, частная школа может дать детям ощущение заботы о них и теплый прием. В школах создаются специальные клубы, где родителей учат психологии и проводят совместные игры с детьми. Когда родители понимают, что проблемы, с которыми они сталкиваются, характерны для многих, они начинают относиться к ним по-другому. На уроках ребенок получает развивающие задания, составленные с учетом его интересов и возможностей. При этом отслеживается именно его динамика развития относительно предыдущих показателей. Он сам видит и оценивает результат, а высоту планки требований регулирует учитель.
Дополнительные трудности создает само социальное воспитание детей, выросших в коттеджном поселке за высоким забором, где детей мало, а родители серьезно подходят к вопросу «с кем можно играть их ребенку, а с кем нельзя». Приходя в хорошую школу, ребенок сталкивается с коллективом таких же самоуверенных и привыкших распоряжаться детей, как и он сам. Здесь другие дети вовсе не должны подстраиваться под его требования – и общение с ними порой составляет проблему.
Привыкнув к жизни в загородном коттедже или таком же закрытом жилом комплексе, дети не имеют возможности привыкнуть к «уличной жизни». Они представляют собой полную противоположность остальным детям, и в этом есть как хорошие, так и плохие стороны. Отсюда и проблемы с общением и сложности адаптироваться к большому школьному коллективу.