Количество частных школ в России стремительно сокращается

Количество частных школ в России стремительно сокращается

16.02.2010
Статьи и обзоры Школьное образование

За последние два года в России закрылась четверть негосударственных, частных, школ, сообщили участники состоявшихся на минувшей неделе парламентских слушаний в комитете Госдумы по образованию. Льготы по налогам и аренде отменены, а госдотации до многих частных школ не доходят. Причем закрываются в первую очередь не те школы и гимназии, где учатся дети состоятельных родителей, а учреждения, предназначенные для детей с различными отклонениями в развитии. Среди учащихся частных школ таких около половины.
В 2007 году в России было 720 негосударственных школ, до нынешнего учебного года дожили 547, рассказала директор санкт-петербургской гимназии «Альма Матер» Татьяна Щур. Причина – политика властей от федерального до местного уровня. Принятые в 2005 году поправки в закон «Об образовании» лишили школы налоговых льгот. Другой закон, принятый в 2008 году, обязал негосударственные учебные заведения получать помещения в аренду только по открытым аукционам наравне с прочими фирмами. Директор столичной частной школы «Карьера» Карина Чернякова говорит, что московские власти год спустя это поправили, но несколько школ уже успели получить уведомления о невозможности продления договоров на прежних условиях: «А ведь отсутствие действующего договора аренды делает недействительным лицензию, следовательно, и саму школу!» Помещения за школами оставили, но ставки аренды, по словам Черняковой, с 2005 года выросли в пять раз, и теперь частные школы тратят на оплату аренды до 40% своего бюджета.
По закону, частные школы имеют право на бюджетные субсидии. В реальности эти субсидии достаются далеко не всем. «В областном бюджете были заложены средства на всех учащихся, но эти деньги мы так и не получили», – сообщил директор волгоградской негосударственной школы «Родник» Сергей Никитин. По его словам, распределять деньги должны были городские власти, а они «упорно сводили все к тому, что нет механизма, в котором было бы прописано выделение этих средств». Никитин судился и дважды выиграл, но затем проиграл в кассационной инстанции. «Государство пытается сбросить с бюджета обузу в виде образования, выдавив муниципальные учреждения в рынок. А чтобы они вообще не остались без денег, конкурентов из частного сектора решено задушить», – объясняет «НИ» зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин.
Сейчас в частных школах учатся 55 тыс. детей (0,4% от общего числа учащихся), за их образование родители ежегодно платят более 8 млрд. рублей (в среднем 150 тыс. рублей за одного ребенка). В Москве частных школ 158, в них учатся 18 тыс. человек. Директор Чернякова называет мифом утверждение, что в негосударственных школах обучаются дети только богатых: «В большинстве случаев родители приводят детей не от того, что у них много денег, а от безысходности. Основная масса учащихся – это неудобные для массовой школы ребята: с логопедическими проблемами, задержкой речевого развития и заболеваниями неврологического характера, незрелостью мозговых структур, ответственных за успешное обучение». Депутат Госдумы Валерий Селезнев подтверждает: среди учащихся частных школ Москвы речевые нарушения выявлены у 10–30%, нестабильное психоэмоциональное состояние – у 10–40%, около 10% обладают слабым здоровьем либо являются инвалидами, а 5% – дети, для которых русский язык не является родным.

Татьяна Носова