Аппликация с детьми 1-3 лет

Аппликация с детьми 1-3 лет

04.06.2009
Статьи и обзоры Ребенок от 1 до 3 лет

Аппликация — это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа - фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых материалов. Чаще всего применяется цветной картон или плотная бумага (белая или цветная). Размер основы зависит от масштаба и темы аппликации.
На занятиях аппликацией в качестве основного материала используется бумага. В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками.
Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления — на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.
Традиционно считается, что аппликация — это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
При обучении детей 1—3 лет технике аппликации мы рекомендуем использовать простейшие приемы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым, и др. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при помощи салфетки. На занятиях с малышами удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путать, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Более тонкая цветная бумага (можно использовать наборы цветной бумаги для оригами) подойдет для занятий, на которых применяются приемы сминания ("мятые картинки") и разрывания бумаги ("рваная бумага") или на которых дети самостоятельно разрезают бумагу ножницами.
При обучении детей приклеиванию деталей сначала лучше использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, который малыши могут намазывать пальчиками или поролоновыми губками. В дальнейшем дети познакомятся и с другим видом клея (клей ПВА), который намазывается кисточкой, и научатся пользоваться клеящим карандашом.
Ближе к 3 годам можно начинать обучение детей работе с ножницами (как держать ножницы, как разрезать бумагу и как передавать ножницы). На первых занятиях дети могут разрезать бумагу как получится, затем на полоски, квадраты и прямоугольники (произвольно или по нарисованным заранее линиям). Получившиеся детали используются для создания аппликаций.
Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается обший.
Занятия с использованием наклеек сначала проводят индивидуально. После того как дети научатся работать с наклейками, можно начинать работу в группе. В этом случае появляется возможность создания коллективных аппликаций.
Замечательный результат дает сочетание рисования и использования готовых наклеек. В этом случае педагог рисует сюжетную картинку, эмоционально комментирует ее сюжет и вместе с малышом наклеивает в нужных местах заранее подобранные наклейки.
Длительность занятий можно варьировать в зависимости от ситуации и желания детей (в начале обучения длительность занятий составляет 10-15 минут, но постепенно их продолжительность можно увеличивать).
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.