Учим говорить кроху

Учим говорить кроху

17.03.2009
Статьи и обзоры Ребенок от 1 до 3 лет

Существуют многочисленные приемы работы с детьми раннего возраста, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть правильной речью, обогатить словарный запас.
1. Разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Любое действие взрослого с ребенком необходимо сопровождать речью.
Особенное значение для развития речи малыша имеет общение с мамой. Мама для ребенка – источник жизни, любви, ласки, положительных эмоций. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.
Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.
Общение ребенка с другими детьми в детском коллективе, на площадке своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок, общаясь с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, взаимодействие в его игровой активности. Все это стимулирует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние общения детей друг с другом на развитие речи можно отнести к тому, что принято называть самообучением языку.
2. Смотреть на лицо говорящего. Для успешного освоения речи детьми нужно воздействовать не только на слух, но и на зрение ребенка. Малыш должен не только слышать взрослого, но и видеть его лицо. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить первые слова.
Для развития понимания речи желательно воздействовать на осязание малыша, то есть важно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором ему рассказывают, но и получил его в руки.
3. Рассказывание. Один из приемов развития детской речи, который очень им нравится. Взрослые рассказывают детям простые и доступные по содержанию произведения, небольшие по объему, читают стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для более полного восприятия их детьми рекомендуется рассказывать наизусть. Необходимо, чтобы ребенок, слушая рассказчика, удобно сидел возле него и хорошо видел его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть ребенка, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией ребенка, чтобы вовремя пояснить непонятное или повторить понравившийся отрывок. Ничто не должно мешать детям слушать.
4. Рассматривание иллюстраций. Очень действенный прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. задействуется не только слуховой, но и зрительный анализатор. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
5. Игра. Одно из лучших средств понимания, развития речи и мышления детей. Игра приносит ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим восприятие речи взрослых и других детей, а также влекут желание использовать свою речь.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети, играя, часто высказывают свои мысли вслух, а более старшие дети играют молча, про себя.
6. Обыгрывание игрушек. Этот прием очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей. Нужно не только давать игрушки для самостоятельной игры, но и показывать, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
7. Повторение наизусть. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и повторить наизусть услышанное. Для этого необходимо лишь многократно повторять полюбившееся произведение. Особенно успешно дети запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют. Пение песенок, также важный способ развития детской речи.
8. Чтение книжек. Это занятие увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что ими было услышано. Полюбившуюся книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
9. Ознакомление детей с окружающим миром. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об увиденном. Такие беседы расширяют кругозор, способствуют пополнению жизненного опыта ребенка.