Первые дни за партой

Первые дни за партой

22.09.2008
Статьи и обзоры Воспитание детей

Помните песенку: "Нынче в школе первый класс вроде института"? Неправда! Разве можно сравнить институтскую вольницу с жестким прессом, под который попадает первоклашка?
Не вертись, не бегай, говори, только если тебя спросят… Родители и не представляют, как это тяжело. К счастью, мы можем помочь детям. Надо только понять, с какими детскими проблемами мы имеем дело. Вот, на мой взгляд, самые типичные из них.

Петя очень хотел в школу.
Из-за слабого здоровья в детский сад он не ходил, и все общение с другими детьми ограничивалось песочницей во дворе под присмотром бабушки да художественной студией. Мальчик представлял, как в школе с первого же дня у него появится много приятелей и, конечно, Настоящий Друг… Именно этого – нового круга общения – ждут обычно от школы "несадовские" дети.
Первая же переменка Петю потрясла. Он с ужасом смотрел на клубок визжащих, орущих, толкающихся детей. Для тихого домашнего мальчика эта ситуация оказалась необычайно тяжела. Остальные перемены мальчик просидел за партой, зажав руками уши. От мельтешения защититься еще можно: глаза закрыл – и все. От шума спастись труднее… К вечеру поднялась температура. Вожделенная школа оказалась комнатой ужасов.
Петина мама обратилась к школьному психологу. И вот что решили: Пете разрешили приносить в школу плеер с любимой музыкой. На перемене можно было сесть в уголок, надеть наушники – и беготня одноклассников сразу превращалась в какой-то необычный танец. Постепенно из безликой массы вычленялись отдельные – и вполне симпатичные – лица. То один, то другой одноклассник подходил: "Петь, можно я послушаю?" Через месяц Петя адаптировался к школе. Страх прошел.

Иринке на уроках скучно.
Еще бы! Она научилась читать в четыре года и с тех пор просто глотает книги. Она младше всех в классе, ей ровно шесть, – но задачки решает быстрее всех. Родители озабочены: может быть, перевести дочку сразу во второй класс? Или поискать другую школу – для одаренных детей?
Психолог не советует перескакивать через класс. В первый год ребята не получают принципиально новых знаний, а адаптируются к школьным правилам и требованиям, учатся учиться. Пропустит Ира этот этап, и во втором классе на нее будут смотреть свысока, как на малышку, не знающую простых вещей. А вот перескочить через класс попозже, пропустив второй или третий, - можно.
Что же касается одаренности… Оценить, идет речь о высоких умственных способностях или же ребенок просто очень хорошо подготовлен к школе, в первые недели достаточно трудно. Помните, что серьезной нагрузкой для первоклассника становится сама необходимость 45 минут сидеть неподвижно! Вот пройдет процесс адаптации, тогда станет понятно, нужна ли ему более сильная программа.
А сейчас учитель дает Иринке и двум другим таким же "продвинутым" детям задания посложней и похитрей, чем у других, чтоб поломали голову и не скучали.

Степу мама зовет "Степка-растрепка".
Он такой несобранный! Потерять тетрадку в портфеле – обычное дело. Забыть учебник, который нужен на уроке, – постоянная проблема. "Степа, где твои счетные палочки?" - "Не знаааю…" Мама в растерянности: что делать? В чем причина?
Здесь мы имеем дело с одной из педагогических "страшилок" – дефицитом внимания у ребенка. Не от вредности и не назло теряет Степка ручки и тетрадки – у него просто не хватает сил сосредоточиться, сконцентрировать внимание.
Для Степы и его "товарищей по несчастью" есть отличный прием: надо запастись небольшими пакетами и, собирая с вечера портфель, каждый "урок" класть в отдельный пакет. Здесь – счетный материал, учебник и тетрадь в клеточку: математика. Тут – прописи, зеленая ручка и касса букв: ага, русский язык. Четыре предмета в школе – четыре больших пакета в портфеле, их и захочешь – не потеряешь. Степка просто кладет очередной пакет на парту – и все, к уроку готов.
Справиться с проблемами первых школьных недель довольно легко. Если только не отмахиваться от них, не считать, что "пройдет само". Еще силен эффект новой игрушки, еще ребенок наслаждается сменой статуса: "Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!" К сожалению, эффект новизны быстро проходит, и возникают настоящие Школьные Трудности.