Практическия психология. Готовиться к экзаменам

Практическия психология. Готовиться к экзаменам

15.09.2008
Статьи и обзоры Школьное образование

«Накануне экзаменов каждый школьник чувствует тревогу и перевозбуждение. Эти чувства его стимулируют — побуждают сесть за стол и начать работать. В организме вырабатываются гормоны, которые улучшают концентрацию, и занятия становятся продуктивными. Но нередко стресс, наоборот, словно парализует волю. Ребенок становится неусидчивым, подавленным, постоянно думает о своей неудаче. Как же помочь подростку справиться с эмоциями?
Прежде всего разберитесь, какую роль играет этот экзамен в судьбе ребенка: обычный ли это „полустанок“, который промелькнет за окном и забудется, или „разъезд“, от которого может зависеть его жизненный выбор. И отношение к нему должно быть соответствующим. Переведите жизнь семьи в ритм экзаменов, другие дела временно должны отойти на второй план. Освободите подростка от домашних обязанностей — пусть даже его братья или сестры будут недовольны. И конечно, очень важно, чтобы атмосфера в семье была спокойной и конструктивной. Не делитесь с сыном (дочерью) собственным беспокойством, если волнуетесь больше, чем он! Поддерживайте веру подростка в свои силы, но не утверждайте, что „все остальные ему в подметки не годятся“. В стремлении подбодрить одинаково опасен и „недобор“, и „перебор“. Сейчас ему важно не тратить времени попусту, но и обязательно чередовать работу и отдых, находить время для спорта, прогулок и сна: способность к концентрации имеет пределы, и наступает момент, когда ничего уже больше не запоминается. И конечно, не навязывайте ребенку свой стиль: одни лучше занимаются вечером и под музыку, а другие — утром и в полной тишине. То, что помогало вам в годы учебы, не обязательно поможет ему».